Фото №1 - Археоптерикс разучился летать

Ученые: археоптерикс утратил способность к полету в процессе эволюции

Динозавр Archaeopteryx — существо, обладающее позвоночником с хвостом и полноценной челюстью с зубами, но при этом покрытое перьями, — жил на Земле 150 млн лет назад. С момента его обнаружения во второй половине XIX века на территории современной Германии ученые спорят, умел ли археоптерикс летать или он мог только парить, находясь на ранних этапах развития этой способности.

Как выяснилось недавно, археоптерикс утрачивал, а не приобретал способность к полету. Эту неожиданную версию выдвинул биолог Майкл Хабиб из Университета Южной Калифорнии на встрече Общества палеонтологии позвоночных в Лос-Анджелесе. Изучая пропорции тела протоптицы, Хабиб обратил внимание, что строение археоптерикса похоже на строение современных нелетающих птиц из семейств пастушковые и поганковые, обитающих на островах. В обоих семействах современных пернатых есть ряд видов, в разной степени утративших способность к полету. Некоторые из них с трудом взлетают, но при необходимости могут преодолевать значительные расстояния, а некоторые даже не способны подняться в воздух. Теорию Хабиба подтверждает и тот факт, что в юрский период территория современной Германии, где был найден археоптерикс, была намного южнее и представляла собой группу каменистых островов.

Археоптерикс был первым пернатым динозавром, обнаруженным палеонтологами. Во многом благодаря этому его воспринимали как центральную фигуру на пути развития позвоночных от рептилии к птице.

Диана Мар