Ученые под руководством Клинтона Фрэнсиса (Clinton Francis) из Национального центра эволюционного синтеза (National Evolutionary Synthesis Center) в Северной Каролине, США , обнаружили, что шум от промышленных предприятий вынуждает птиц менять песни, мешает некоторым хищникам охотиться и меняет поведение животных, способствующих опылению растений и распространению семян. Это, в свою очередь, постепенно воздействует на распространение медленно растущих деревьев, сообщает BBC News. Результаты исследования были опубликованы в журнале Royal Society Proceedings B.

Ученые исследовали воздействие шума от промышленных предприятий на живую природу в каньоне гремучей змеи в Нью-Мексико. Эта область отличается густыми лесами с частыми газовыми скважинами, что дало ученым уникальную возможность изучать воздействие шума, свободное от дополнительных факторов вроде шоссе и искусственного света.

Первые две части исследования были сосредоточены на птицах, «считающихся особо чувствительными к шумовому загрязнению, поскольку зависят от акустической коммуникации». Ученые поместили искусственные цветы, обычно привлекающие колибри, в шумных и тихих частях леса. В цветах содержался нектар, так что ученые могли точно узнать, сколько колибри выпили. Как оказалось, шум колибри привлекает: в шумных областях колибри выпивали в пять раз больше нектара. Возможно, потому что некоторые птицы, нападающие на их гнезда, наоборот, избегают шумных мест.

Второй набор экспериментов был посвящен сосне съедобной (Pinus edulis), а точнее представителям фауны, поедающим ее семена и способствующим тем самым их распространению. Оказалось, что если мышей привлекает шум, то западных голубых кустарниковых сойек он отпугивает. А это плохо, поскольку семена, съеденные мышами, часто не переживают путешествия через пищеварительный тракт, так что мыши мало способствуют их распространению. Между тем сойки могут собирать сотни или даже тысячи семян и прятать их в землю на черный день. Часть этих семян в итоге прорастает. Поскольку сосны — деревья медленно растущие, такой эффект не заметили бы еще долго, а в итоге многие представители животного мира пострадали бы из-за исчезновения привычной окружающей среды.

Надо заметить, что шум вреден и для людей тоже. В связи с этим в последнюю среду месяца, 25 апреля, в Европе отмечается Международный день борьбы с шумом, инициированный Институтом акустики (Institute of Technical Acoustics) в Аахене, Германия. В этот день организаторы акции призывают в определенное время на 15 секунд помолчать, выключить телевизоры и музыку, заглушить двигатели автомобилей. По данным Института акустики, шум сильнее 65 децибел на 20% повышает риск инфаркта. Звуки мощностью более 85 децибел приводят к повреждениям организма, которые нельзя исправить с помощью лекарств или операций, сообщают организаторы акции.