Физики, работавшие на ускорителе частиц Теватрон (Tevatron), США , обнаружили следы загадочного «бозона Хиггса» в том же диапазоне, что и специалисты Большого адронного коллайдера (БАК), Швейцария , сообщает BBC News. Новые данные добавляют веса теории о том, что вес бозона Хиггса составляет 125 гигаэлектровольт (ГэВ). Однако их не достаточно для того, чтобы уверенно утверждать, что бозон Хиггса обнаружен и действительно существует.

Как рассказывал «Вокруг света», Теватрон начал свою работу в 1983 году и вплоть до появления БАКа оставался самым большим ускорителем частиц в мире. Однако после того как БАК начал стабильно работать, «Теватрон» не получил финансирования, необходимого для продолжения проекта. В октябре этого года Теватрон прекратил экспериментальную работу , но физики продолжили анализировать уже полученные данные.

Метод поиска бозона Хиггса, используемый на Теватроне, отличался от методов, которые используются на БАКе. На Теватроне бозон Хиггса искали в распаде частиц на б-кварк и-б-антикварк, а на БАКе – в распаде на два фотона. Поэтому данные двух ускорителей дополняют друг друга.

Напомним, что специалисты БАК объявили о том, они, возможно, нашли бозон Хиггса , в середине декабря прошлого года. Результаты экспериментов, проведенные двумя независимыми командами на двух разных установках (они называются ATLAS и CMS), дают им повод надеяться на то, что существование бозона может быть окончательно подтверждено в самом ближайшем будущем.

Существование бозона Хиггса было теоретически предсказано профессором физики Эдинбургского университета Питером Хиггсом (Peter Higgs), показавшем, каким образом возникают массивные частицы в калибровочно-симметричных теориях. Придуманный им механизм стал универсальным инструментом в руках теоретиков, с помощью которого можно разрешить некоторые фундаментальные проблемы — например, выяснить, почему протоны, нейтроны и электроны наделены массой.

Открытие бозона Хиггса, как рассчитывают учёные, позволит объяснить наличие массы во Вселенной и помочь найти свидетельство суперсимметричных частиц, которые, в свою очередь, подскажут объяснение наличию темной материи.