Фото №1 - Выведены козы, защищающие от нервно-паралитического газа

Ученые биотехнологической компании PharmAthene вывели генетически модифицированную породу коз, которая дает молоко особого типа: в нем содержатся вещества, помогающие организму противостоять действию зарина, VX и других нервно-паралитических газов, — сообщает ВВС со ссылкой на исследование, опубликованное в журнале Proceedings, выпускаемом Национальной Академией наук США (National Academy of Sciences).

Зарин, VX и аналогичные им отравляющие газы известны под общим названием органофосфаты — к ним же относятся пестициды. В основном органофосфаты обладают нервно-паралитическим действием. При отравлении VX синдромы проявляются уже через 1–2 минуты — сужение зрачков, потливость, слюноотделение, судороги, параличи, спазмы. Через 10–15 минут наступает
смерть.

Противоядием от органофосфатов является энзим бутирилхолинэстеразы (BuChE, butyrylcholinesterase). В небольших количествах он производится самим человеческим организмом. Однако его количества столь малы, что не способны защитить человека при отравлении. «Это очень сложная для производства молекула», — подчеркивает Соломон Лангерман из PharmAthene, соавтор статьи в журнале Proceedings.

По его словам, искусственным образом синтезировать молекулу бутирилхолинэстеразы так и не удалось. Тогда на помощь пришли козы. Человеческий ген, ответственный за производство в человеческом организме бутирилхолинэстеразы, был имплантирован в «векторную» молекулу, которая затем была помещена в зародыш козьего эмбриона. В результате на свет появились козы с человеческим геном, в молоке которых содержится BuChE. По словам Лангермана, в молоке, которое дают выведенные его компанией козы, содержится 2–3 грамма бутирилхолинэстеразы на литр. А всего генетически модифицированные козы уже произвели порядка 15 кг препарата, способного нейтрализовать действие молекул органофосфатов.

Министерство обороны США уже поощрило исследования PharmAthene грантом в размере $213 млн. Там полагают, что новое лекарство сможет эффективно защитить войска от воздействия применяемых противником нервно-паралитических газов. Также препарат может храниться на складах в городе на случай возможной атаки террористов и применения химического оружия. Как ожидается, он будет продаваться под брендом Protexia («Защита»). По словам Лангермана, наиболее эффективно противоядие действует в комбинации с такими веществами, как атропин и 2-PAM, которые уже применяются в войсках для защиты от нервно-паралитических газов. Но в отличие от них Protexia обладает более продолжительным действием.