Фото №1 - ESA продлило миссию "Улисса"

Европейское космическое агентство (ESA) продлило миссию летательного аппарата «Улисс» (Ulysses) на год, до марта 2009 года, сообщает SpaceRef.com.

Аппарат был запущен в октябре 1990 года для наблюдений за солнечной системой выше орбитальной плоскости планет. Нынешнее продление миссии – четвертое за всю историю совместной программы ESA и американского космического агентства NASA.

Траектория полета аппарата была спроектирована таким образом, чтобы «Улисс» пролетел мимо Юпитера . Непосредственное выведение аппарата на околосолнечную полярную орбиту потребовало бы слишком больших затрат топлива, поэтому был использован гравитационный маневр в поле притяжения планеты, что позволило попутно получить ценные сведения о Юпитере.

C мая по сентябрь 1994 года «Улисс» проводил измерения над южным полюсом Солнца, а затем подлетел к звезде со стороны северного полюса (май-сентябрь 1995 года), исследовав ее в период минимума активности.

Следующее прохождение полярных областей Солнца пришлось на сентябрь-декабрь 2000 года (южный полюс) и 2001 год (северный полюс). Оно совершалось в период солнечного максимума, что позволило учеными получить данные о полном солнечном цикле. В числе неожиданных научных результатов оказался и тот факт, что южный полюс Солнца не имеет фиксированного положения.

В начале нынешнего года «Улисс» вновь прошел над южным полюсом, позволив ученым установить, что один из полюсов Солнца холоднее другого, и разница в температурах достигает 7-8%. Сейчас аппарат приближается к северному полюсу, прохождение которого началось около двух недель назад и будет завершено к марту 2008 года.