Фото №1 - Создатель овцы Долли больше не клонирует эмбрионы

Профессор Йен Уилмут (Ian Wilmut) из Эдинбургского университета (Edinburgh University),Великобритания , один из создателей овцы Долли, объявил о прекращении экспериментов по созданию человеческих эмбрионов для получения стволовых клеток, пишет BBC News.

По мнению профессора, к созданию способов лечения от серьезных болезней может привести альтернативный метод, разработанный группой ученых под руководством Синья Яманака (Shinya Yamanaka) из Университета Киото (Kyoto University), Япония . Он позволяет выделять стволовые клетки из фрагментов кожи: клетки взрослого организма генетически модифицируются так, что приобретают способность дифференцироваться, как стволовые клетки. Таким образом, нужда в эмбрионах, поднимающих волну этических споров, отпадает.

Доклад о работе японских ученых должен быть опубликован в научном журнале во вторник. Несмотря на то, что эти эксперименты проводились лишь на мышах, команда Уилмута решила обратиться к новому методу коллег из Киото. Конечная цель новой работы шотландских ученых - выращивание новых тканей для изношенных человеческих органов.

Прежде чем японский метод можно будет использовать для трансплантаций, нужно решить ряд проблем: сейчас пересаженные ткани нестабильны и имеют повышенный риск образования раковых опухолей. По мнению профессора Уилмута, для того, чтобы улучшить новую технику и сделать ее более приемлемой альтернативой клонированию эмбрионов в медицинских целях, понадобится пять лет.

Появление на свет в 1996 году овцы Долли стало научной сенсацией конца XX века. Для ее клонирования был использован перенос ядра соматической клетки (somatic cell nuclear transfer, SCNT), при котором ядро яйцеклетки удалялось и заменялось ядром клетки, взятой от взрослого животного (в данном случае – шестилетнего). Затем яйцеклетку стимулировали химическими веществами и электрическими разрядами, побуждая ее к делению. В 2001 году у Долли развился артрит, характерный для овец преклонного возраста, а в 2003 году ученым пришлось усыпить животное в связи с прогрессирующим заболеванием легких. По одной из версий, Долли, прожившая вдвое меньше, чем обычные овцы, скончалась из-за преждевременного старения клеток.

Вслед за Долли были клонированы мыши, свиньи, кошки, коровы, собаки. На днях группа американских ученых объявила о том, что ей удалось выделить стволовые клетки из клонированных эмбрионов приматов .