Ученые из Мельбурнского университета (University of Melbourne), Австралия , выяснили, что в колониях тропических муравьев-портных (Oecophylla smaragdina) формируется «коллективная память» о запахе их врагов, сообщает BBC News. Результаты исследования были опубликованы в журнале Naturwissenschaften.

Когда один такой муравей вступает в борьбу с обитателем другой колонии, он запоминает запах врага и передает ее остальным жителям своей колонии, чтобы те смогли опознать новых захватчиков из той же колонии. Для многих видов муравьев химикалии являются ключевым компонентом, позволяющим им функционировать как обществу. Насекомые опознают своих «друзей по колонии» благодаря особой «химической подписи», покрывающей тело каждого жителя муравейника. И запах же позволяет муравьям буквальным образом вынюхивать любые попытки чужаков вторгнуться на их территорию.

Тропические муравьи-портные устраивают свои муравейники на деревьях. В одном таком муравейнике живет до 500 тыс. работников. Ученые специально устраивали столкновения муравьев из разных гнезд, чтобы проверить реакцию. Как выяснилось, после первого знакомства, когда муравьев-чужаков запустили поближе к гнезду, местные стражи стали гораздо агрессивнее их гнать, чем это было в начале, что, по мнению ученых, свидетельствовало, что те были уже предупреждены.

Напомним, что, как выяснил в 2009 году Донг-Хван Хо (Dong-Hwan Choe), биолог из Калифорнийского университета (University of California) в Риверсайде, США , муравьи определяют, что один из их собратьев мертв, а не просто потерял сознание, благодаря особым химическим веществам, которые выделяют их тела. Хо обнаружил, что все аргентинские муравьи выделяют особое химическое вещество, которое как бы сигнализирует остальным: «Я мертв, унесите меня». Но живые муравьи выделяют еще одно вещество, сигнализирующее «Я еще не умер». Когда муравей умирает, это вещество перестает выделяться почти сразу. Вот тогда, получив лишь сигнал «Я мертв», муравьи решают, что перед ними труп, и выносят его из муравейника. Причем происходит это меньше чем за час.