Учёные из Мемориального онкологического центра Слоана-Кеттеринга (Memorial Sloan-Kettering Cancer Center), США , разобрались в том, как мутация гена IDH1 (изоцитрат-дегидрогеназа-1) приводит к развитию рака мозга и лейкимии. Статья американских исследователей вышла в свежем номере журнала Nature.

IDH1 играет важную роль в цикле лимонной кислоты — сложном химическом процессе, происходящем в нашем организме и направленном на аккумуляцию энергии. Мутации в этом гене приводят к накоплению вещества под названием 2-гидроксиглютарат, что было выяснено ранее в ходе ряда исследований. Однако то, что происходит дальше и каким образом это вещество вызывает развитие опухолей, до сих пор было неясно.

Команда учёных из центра Слоана-Кеттеринга, под руководством радиационного онколога Тимоти Чана (Timothy Chan) выяснила, что 2-гидроксиглютарат вызывает «эпигенетический хаос», т.е. беспорядочные аномальные изменения в экспрессии (активности) различных генов. Это происходит в результате его взаимодействия с ферментом, регулирующим перестановки метиловых групп в ДНК. Выражаясь обыденным языком, гены начинают самопроизвольно включаться и выключаться. «Это всего лишь одна мутация, но она может изменить схему включения и выключения генов во всём геноме», — говорит Чан.

В конечном итоге это приводит к тому, что клетки не могут нормально дифференцироваться, т.е развиваться в нервные клетки, клетки крови и так далее. Это нарушает структуру ткани и приводит к различным видам злокачественных опухолей.

Данное открытие может помочь учёным в разработке новых лекарств от рака, как и результаты других, более ранних исследований. Так, год назад ученые из университета Восточной Англии (University of East Anglia), Великобритания , открыли ген , способствующий распространению рака по организму. «Выключая» этот ген специальными веществами, можно предотвратить метастазирование опухоли.

А в 2010 году сотрудники британского же государственного онкологического центра Royal Marsden NHS Trust разработали препарат, обещающий произвести революцию в лечении смертельно опасной формы рака кожи. Тестирование лекарства под названием RG7204 показало его 80%-ную эффективность.