Швейцарские ученые заявили в среду, что планируют запустить спутник–«дворник», специально разработанный для уборки космического мусора на орбите, который может нанести серьезные повреждения дорогостоящим спутникам и пилотируемым космическим кораблям. Об этом сообщает Associated Press.

Спутник CleanSpace One стоимостью $11 млн — прототип семьи таких спутников, которые строятся в Швейцарском космическом центре (Swiss Space Center) в Швейцаском федеральном технологическом институте (Swiss Federal Institute for Technology) в Лозанне. Запуск спутника ожидается в течение 3-5 лет, а первой миссией станут два швейцарских спутника, запущенных в 2009 и 2010 годах, которые к тому моменту должны будут прекратить использоваться.

По оценкам NASA около 500 тыс. частей отработанных ракетных ступеней, сломанных спутников и прочего мусора вращаются вокруг Земли. Обломки перемещаются со скоростью около 28 тыс. километров в час, и это достаточно высокая скорость, чтобы нанести повреждения действующим спутникам и космическим кораблям. По крайней мере дважды космический мусор сталкивался со спутниками: в 1996 году французский спутник был поврежден фрагментом ракеты, а в 2009 году американский спутник был уничтожен в результате столкновения с заброшенным российским спутником.

По словам ученых, создание такого спутника означает разработку новых технологий для решения трех основных проблем. Первое препятствие связано с траекторией: спутник должен быть в состоянии регулировать свой путь, чтобы достичь поставленной цели. Во-вторых, спутник должен уметь захватывать и стабилизировать мусор на больших скоростях. Для этого ученые изучают, как растения и животные производят захват пищи. И, наконец, CleanSpace One должен выводить захваченный мусор обратно в атмосферу Земли.

Директор Швейцарского космического центра Фолькер Гасс (Volker Gass) сказал, что надеется «когда-нибудь предлагать и продавать целое семейство готовых систем, разработанных для вывода с орбиты различные виды спутников».

Напомним, что в 2007 году Китай намеренно уничтожил один из своих спутников, оставив на орбите по разным оценкам не менее 150 тыс. обломков, из которых около 3000 достаточно большие, чтобы их могли отслеживать радары на Земле.

Не так давно на Землю упал «Фобос-Грунт» , который так и не смог выйти на необходимую траекторию. Усилия российских и европейских ученых по возвращению его на заданную траекторию так и не увенчались успехом. По оценкам некоторых экспертов, это были одни из самых токсичных фрагментов космического мусора, которые врезались в Землю.

В прошлом месяце госсекретарь США Хиллари Клинтон (Hillary Rodham Clinton) предупредила, что космической среде угрожает мусор и сообщила, что США ведут переговоры с Европейским Союзом об установлении неформальных правил, направленных на ограничение количества космического мусора.