Команда ученых из института тропической медицины (Institute of Tropical Medicine) в Антверпене, Бельгия , выяснила, что в организме мухи цеце существуют симбиотические бактерии Sodalis glossinidius, которые могут быть использованы для уничтожения возбудителя сонной болезни — трипаносомы — в организме мухи. Результаты исследования были опубликованы в журнале Microbial Cell Factories, сообщает BBC News.

Подобно тому, как в кишечнике человека живут полезные бактерии, в мышцах, кишечнике и слюнных железах мухи цеце находятся бактерии Sodlis glossinidius. Ученые генетически изменили эти бактерии, что привело к освобождению фрагментов антител, известных как нанотела, которые атакуют возбудителя сонной болезни непосредственно в организме мухи. Исследователи считают, что нашли новый способ борьбы с этим опасным заболеванием.

Напомним, что африканский трипаносомоз человека является потенциально смертельной болезнью, распространенной во многих регионах Африки. Несмотря на то, что благодаря улучшению диагностики и лечения сонной болезни удалось снизить число заболевших, только в 2010 году было зарегистрировано еще около 7000 новых случаев. Паразит, вызывающий трипаносомоз передается человеку через укус инфицированной мухи цеце. В результате повышается температура, появляются головные боли, боли в суставах и зуд. После этого наступает вторая стадия заболевания, когда паразит преодолевает гемоэнцефалитический барьер и инфицирует центральную нервную систему. У человека появляются спутанность сознания, плохая координация и нарушения сна, которые и дали название болезни. При отсутствии лечения сонная болезнь приводит к летальному исходу.

Современная терапия хоть и эффективна в борьбе с паразитом, но имеет ряд неприятных побочных эффектов. Препараты, используемые для лечения, содержат органические соединения мышьяка. Лечение такими препаратами болезненное и потенциально смертельное, больные часто описывают лечение, как «огонь в жилах». Около 10% пациентов умирают от осложнений после инъекций лекарства.

Именно поэтому ученые ищут альтернативные пути. Так группа ученых из университета Глазго (University of Glasgow), Великобритания , создали форму препарата для лечения сонной болезни в виде таблетки , которая может применяться перорально.

Нынешние исследования требуют дополнительной работы. Ученые надеются, что смогут производить целевые нанотела, которые смогут убивать или блокировать развитие трипаносом. «В настоящее время цель будет заключаться в разработке способов доставки токсина, не обязательно нанотела, который обладает свойством бороться с трипаносомозом в теле насекомого», — сказал доктор Дэвид Хорн (David Horn) из Лондонской школы гигиены и тропической медицины (London School of Hygiene and Tropical Medicine).