Физикам из Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California, San Diego), США , удалось создать сверхэффективный микролазер. Об этом сообщает BBC. Новый микролазер устроен по принципу коаксиального кабеля и имеет размер в 15 раз меньше, чем длина световых волн, которые он испускает.

Все микролазеры, разрабатывавшиеся до сих пор, работали неэффективно: они начинали испускать свет только после достижения энергией, подаваемой на них, определённого порога; при этом большая часть энергии рассеивалась в пространство. Это обуславливается физическими законами, однако учёным из Калифорнии удалось их обойти.

Разработанный ими микролазер имеет форму цилиндра диаметром всего в 100 миллиардных метра и устроен по принципу коаксиального кабеля. Вокруг тончайшего металлического волоска-стержня располагается слой полупроводникового материала. «Такие структуры могут поддерживать лазерный луч, независимо от того, насколько мы их уменьшаем», — говорит доктор Мерцедех Хаявихан (Mercedeh Khajavikhan), ведущий автор исследования.

Эксперименты показали, что эти микроустройства испускают лазерный луч, используя 100% подводимой к ним энергии, без всякого порогового значения. Более того, они излучают в том же диапазоне света, который используется сегодня в телекоммуникациях — что делает разработку очень перспективной. С помощью неё можно будет в будущем создать быстрый и мощный оптический компьютер.

Главная проблема, которую нужно будет при этом решить, — это проблема источника энергии. Пока микролазеры, разработанные в Сан-Диего, «питаются» энергией более крупного лазера, который для этого направляет на них луч. Физики работают над тем, чтобы перевести их на электроэнергию.

«Вокруг света» регулярно сообщает о новых разработках в лазерной физике . Так, в прошлом году учёным из Веллмановского центра фотомедицины (Wellman Center for Photomedicine) в Массачусетсе, США, разработали лазер на основе живой клетки . Это достижение сулит прорыв в медицинской технологии.