Осенью этого года дюжину перелётных стерхов, или белых журавлей (Grus leucogeranus ) поведёт из Окского заповедника (Россия ) в Узбекистан дельтаплан. Этот проект, названный «Полёт надежды», призван спасти редких птиц от браконьеров. Подробности сообщает сайт To4ka-Treff, русско-немецкий проект в области молодёжной журналистики немецкого Института Гёте (Goethe-Institut).

Стерхов на планете осталось всего около 3,5 тысяч. Каждую осень они летят из России в Индию , через беспокойные Афганистан и Пакистан , где на этих птиц разрешена охота. Чтобы спасти стерхов, орнитологи предложили изменить их маршрут и повести стаи через Афганистан.

Проект основан на уникальной методике, основанной на явлении импринтинга, открытом в начале XX века австрийским зоологом Конрадом Лоренцом . Специально сконструированный дельтаплан воспринимается стерхами Окского заповедника, как «мама»: ещё находясь в скорлупе, они постоянно слышат рокот мотора; и крылатая машина становится первым, что они видят, появляясь на свет. Дельтаплан и поведёт их осенью на юг, в «облёт» опасных мест.

«Мы планируем, что 8-10 журавлят из Окского питомника в России на самолете привезут в Западную Сибирь. А потом они отправятся не своим обычным маршрутом в Индию, а полетят в приграничную с Ираном Сурхандарьинскую область Узбекистана», — говорит оритолог Александр Сорокин, руководитель проекта. За этим полётом будет наблюдать международная команда специалистов.

Планируется, что первый перелет обойдется в $ 500 тысяч. В последующие годы, с отработкой методики, эта сумма должна будет уменьшится.

«Вокруг света» неоднократно писал о белых журавлях, этих редких и красивых птицах. Например, в очерке «Увидеть гнездо стерха» , опубликованном в 1973 году. Кстати, по-английски эта птица называется siberian crane — «сибирский журавль».