Международная группа ученых под руководством Гиффорда Миллера (Gifford Miller) из университета Колорадо (University of Colorado), США , установила, что Малый ледниковый период был вызван многочисленными извержениями вулканов. Об этом сообщает BBC News. Исследователи изучили останки растений в Исландии и Канаде, а также остаточные породы в ледниках и выяснили, что перед 1300 годом н.э. в арктическом регионе упала температура, что создало условия для распространения льдов. Результаты исследования опубликованы в журнале Geophysical Research Letters.

Границы Малого ледникового периода определяют по-разному. Часть ученых полагает, что температура резко упала в XVI веке, в других исследованиях указывается, что Арктика и соседние регионы начали охлаждаться за несколько столетий до этого. В одних регионах наблюдалось падение температуры всего на 1°С, однако отдельные части Европы пострадали гораздо серьезнее.

Ученые полагают, что к похолоданию привела серия извержений вулканов в тропиках между 1250 и 1300 годами, в результате которых в воздух был выброшен большой объем сульфатов. Понижение температуры началось из-за того, что оказавшиеся в атмосфере частицы мешали поступлению тепла, отражая в космос солнечные лучи.

Проведенные учеными исследования показали, что первая волна похолодания пришлась на вторую половину XIII века. Еще один период падения температуры был зафиксирован с 1430 по 1455 годы. Во время первого из этих периодов произошло несколько крупных извержений вулканов. Из-за резкого понижения температуры в водах появилось большое количество льда, что, в свою очередь, привело к отражению большего числа солнечных лучей и похолоданию Гольфстрима.

«Вокруг света» ранее рассказывал о том, что недавно ученые провели исследование изменения уровня моря. Выяснилось, что в период с 100 года до нашей эры по 950 год нашей эры уровень моря оставался относительно стабильным. Затем, с XI века, когда начался теплый климатический период, мировой океан поднимался на полмиллиметра в год на протяжении 400 лет. Потом последовал второй период стабильности уровня моря, связанный с похолоданием в Малый ледниковый период, который продлился до конца XIX века.