Группа исследователей, обнаружившая в сентябре, что нейтрино может превышать скорость света, провела повторный, улучшенный эксперимент, которые подтвердил полученные ранее результаты , сообщает BBС News. Если эти данные будут подтверждены другими экспериментами, будет поставлен под сомнение основной принцип современной физики — общая теория относительности.

Критики первого, сентябрьского эксперимента, утверждали, что полученные данные были неверно интерпретированы , так как в эксперименте использовались слишком длинные пучки нейтрино. В новом эксперименте этот фактор изменили и использовали более короткие пучки, длительность которых составила одну или две наносекунды, а промежутки между пучками были увеличены.

В ходе эксперимента ученые направляли пучок нейтрино из Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН), расположенной на границе Швейцарии и Франции в лабораторию Gran Sasso, расположенную в Италии . Расстояние между ними составляет 730 км. В ходе оригинального эксперимента, который продолжался три года, было послано 15 тыс. пучков нейтрино. Было установлено, что нейтрино преодолевает расстояние между лабораториями на шестьдесят миллионных быстрее, чем это расстояние преодолевает свет. В ходе повторных экспериментов опыт был повторен еще 20 раз, но результат остался прежним.

Как рассказывал «Вокруг Света», существование элементарной частицы нейтрино было предсказано в 1930 году Вольфгангом Паули (Wolfgang Pauli, 1900–1958), чтобы объяснить кажущиеся нарушения законов сохранения при радиоактивном распаде. Однако эти частицы были зарегистрированы в прямом эксперименте лишь спустя 25 лет. Эксперименты с этой частицей очень трудны с технической точки зрения, так как нейтрино крайне слабо взаимодействуют с веществом. Вероятность рассеяния этих частиц (то есть отклонения от прямолинейного распространения) на электроне или атомном ядре достаточна, чтобы в интенсивном пучке нейтрино, облучающем многотонную мишень, происходили редкие, но отделимые от фона события взаимодействия с веществом. Поэтому для изучения самых лёгких частиц используются самые тяжёлые установки.