Группа ученых под руководством Фаусто Феррачиоли (Fausto Ferraccioli), геофизика из Британской антарктической службы (British Antarctic Survey), выяснила, как в Антарктиде образовалась цепь подледных гор, по размеру равная Альпам. Об этом сообщает агентство Reuters. Как считают ученые, новые данные помогут проследить влияние льда на изменения климата. Результаты исследований опубликованы в журнале Nature.

Горы Гамбурцева, находящиеся под восточным антарктическим ледовым щитом, являются самым крупным фрагментом льда во всей Антарктиде. 34 млн лет назад началось резкое снижение уровня углекислого газа в атмосфере, что привело к оледенению Антарктиды. Этот процесс начался и над горами Гамбурцева. Вероятно, на вершине этих гор можно найти самый древний фрагмент льда на планете — его возраст составляет около 1,2 млн лет или больше. До этого момента ученые могли изучать только лед возрастом до 800 тыс. лет.

Ученые обнаружили, горы Гамбурцева образовались из-за тектонического процесса, называемого рифтогенезом. Они утверждают, что около миллиарда лет назад несколько континетов столкнулись, в результате чего появились горы, а также огромный корень, располагающийся под ними. И хотя горы время от времени подвергались эрозии, корень оставался неизменным. Процесс рифтогенеза происходил вплоть до отметки в 250 млн лет назад. Затем корень нагрелся, из-за чего вновь образовались горы. А восточный антарктический ледовый щит защищал горы Гамбурцева от последующих эрозий.

Напомним, что среди причин, по которым Антарктика остается самым холодным местом на Земле , является отсутствие возле нее теплых течений, подобных Гольфстриму, а также то обстоятельство, что существующий у Южного полюса материк является самым высоким из всех шести, имеющихся на Земле. Средняя высота Антарктического континента составляет более 2 тыс. м, тогда как следующая за ним по высоте Евразия имеет среднюю высоту всего около 900 м.

Глобальное потепление климата коснулось и этой части планеты. Установлено, что с 1950 года температура на континенте, содержащем в себе до 90% всего льда на планете, поднялась, по крайней мере, на 0,5‘С . В случае если льды Антарктиды начнут таять, уровень мирового океана может подняться на 57 м, что приведет к затоплению таких крупных городов, как Пекин и Лондон.