Стволовые клетки, полученные из собственного сердца пациента, впервые были использованы для восстановления поврежденных тканей сердца. В результатах исследования, опубликованных в журнале Lancet, также сообщается об улучшении способности сердца перекачивать кровь.

Результаты весьма обнадеживающие, считают авторы исследования. Это первый случай, когда сердечные стволовые клетки используются в качестве лечения у людей. Более ранние эксперименты на животных показали преимущества по сравнению с другими методами лечения.

Предварительные исследования проводились на пациентах с сердечной недостаточностью, которым предстояла операция на сердце. В ходе операции из правого предсердия изымался кусок ткани сердца. После окончания операции, ученые выделяли сердечные стволовые клетки из образца ткани и выращивали их до тех пор, пока количество стволовых клеток не достигало числа 2 млн. Выращенные клетки вводились пациентам спустя 100 дней.

Далее врачи измеряли, насколько эффективно работал левый желудочек сердца — какое количество крови выбрасывалось из него с каждым ударом. У 14 пациентов, получавших лечение, показатель вырос с 30,3% в начале лечения до 38,5% спустя 4 месяца. У 7 пациентов, которым не вводили стволовые клетки, этот показатель остался на прежнем уровне. По словам доктора Роберто Болли (Roberto Bolli) из университета Луисвилля (University of Louisville), США , результаты исследования показывают, что стволовые клетки могут заметно улучшить сократительную функцию сердца. Следующий этап клинических испытаний начнется в 2012 году.

Сердце — не единственный источник потенциально полезных стволовых клеток. Уже были проведены испытания по применению стволовых клеток, изъятых из костного мозга . Профессор Энтони Матур (Anthony Mathur) из Лондонской школы медицины и стоматологии (London School of Medicine and Dentistry) и профессор Джон Мартин (John Martin) из университетского колледжа в Лондоне (University College London), Великобритания , уже проводят крупные клинические испытания. Они исследуют влияние стволовых клеток, которые были получены из костного мозга пациентов, введенных в течение 6 часов после сердечного приступа.

Профессор Матур согласился, что первые результаты работы с сердечными стволовыми клетками являются многообещающими.

По словам профессора Питера Вайсберга (Peter Weissberg) — директора Британского фонда сердца (British Heart Foundaton) — следующие шаги в исследовании могут помочь понять, за счет чего происходит улучшение работы сердца: стволовые клетки способны заменять поврежденные клетки или же они выделяют особые молекулы, которые помогают лечить сердце.