Два научных коллектива из разных стран предложили разные объяснения тому, что у нашей Луны некогда было магнитное поле, которое затем исчезло. Что интересно, обе гипотезы опубликованы в одном и том же сегодняшнем выпуске журнала Nature. Об этом рассказывает SPACE.com.

Когда в 1960-х и 1970-х годах на Землю были доставлены лунные минералы, некоторые из них удивили учёных наличием у них магнитных свойств. Подобно стрелке компаса, эти камни имели «северный» и «южный» полюса. Такие минералы могли сформироваться только в магнитном поле, но в наше время у Луны его нет. Остаётся предположить, что оно когда-то было; но откуда, и почему оно потом исчезло?

Магнитное поле Земли, по современным представлениям, связано с протеканием токов в жидкой части металлического ядра нашей планеты, которое создаёт так называемое «магнитное динамо». Подпитывающей эти токи «батарейкой», судя по всему, является миграция легких химических элементов из центра на периферию ядра . Однако Луна слишком мала, чтобы в её недрах могли происходить подобные процессы. Так в чём же заключался секрет её магнетизма?

Первую гипотезу происхождения лунного магнетизма предложила Кристина Двайер (Christina Dwyer) с коллегами из университета Калифорнии в Санта-Крузе (University of California, Santa Cruz), США . По мнению американских астрономов, твердая мантия Луны и её жидкое металлическое ядро вращаются вокруг несколько разных осей, расположенных друг к другу под углом, причиной чего является магнитное поле Земли. Из-за этого в лунном ядре возникает движение зарядов.

Примерно в промежутке между 2,7 и 4,2 млн лет назад этого было достаточно, чтобы создать в недрах луны «магнитное динамо». Однако затем Луна отдалилась от Земли, угол между осями уменьшился, и магнитное поле Луны исчезло.

Альтернативную версию предлагают учёные из университета Экс-Марсель (Université Aix-Marseille), во Франции , под руководством Мишеля ле Бара (Michael Le Bars). Они также считают, что причиной некогда имевшего место лунного магнетизма было смещение осей мантии и ядра в недрах спутника относительно друг друга. Однако причиной этого, по мнению французских исследователей, было вовсе не влияние Земли, а массивные астероиды, врезавшиеся в Луну в определённые моменты её истории.

Нетрудно заметить, что, в принципе, эти две гипотезы не являются взаимоисключающими, и могут быть частями общей верной картины. Но, конечно, для того, чтобы утверждать что-то с уверенностью, потребуются дополнительные исследования.