Члены судебного научного сообщества критикуют планы Федерального Бюро Расследований (ФБР) создать базу данных ДНК граждан США . Об этом сообщает BBC News.

Система CODIS используется для создания генетических профилей, хранящихся в американской национальной базе ДНК. ФБР планирует расширить число генетических маркеров, использующихся в CODIS для классификации индивидуальных профилей ДНК.

Доктор Брюс Будол (Bruce Budowle) вместе с коллегами изложил свои возражения на 22-ом Международном симпозиуме по идентификации человека Promega (ISHI), проходящем в штате Мэриленд, США . По его словам обновление базы является хорошей идеей, но выбор правильных маркеров для судебно-медицинских дел имеет решающее значение. По мнению доктора Будола ФБР недостаточно проконсультировался с научным сообществом, прежде чем принял решение о пересмотре базы.

Национальная база данных США является крупнейшей в мире. В настоящее время она содержит около 10 млн профилей преступников, с ее помощью было проведено более 141 тыс. исследований. В CODIS (переводится и расшифровывается как Комбинированная система индексов ДНК) используется набор из 13 генетических маркеров, известных как «основные локусы», для создания профилей ДНК.

В мае 2010 в ФБР была создана рабочая группа для пересмотра основных генетических маркеров, использующихся в базе. По результатам работы группы было рекомендовано увеличить количество локусов с 13 до 24. Важность расширения базы была продемонстрирована на примере человека, арестованного в 1999 году. Его профиль ДНК совпадал в 6 локусах с тем материалом, что был собран на месте совершения преступления. Подозреваемый провел в тюрьме несколько месяцев, прежде чем его адвокат потребовал дополнительную проверку по 10 маркерам. После обнаружения несоответствия в одном из 4 дополнительных локусов человек был отпущен.

По словам доктора Будола некоторые генетические маркеры более характерны для определенных задач, нежели другие. Он заявил, что некоторые маркеры, используемые в старых или новых схемах CODIS, могут быть неудобны для судебно-медицинской экспертизы или же могут присутствовать в небольших количествах.

По мнению же доктора Дугласа Р. Харса (Douglas R Hares) из лаборатории ФБР в Квантико, штат Вирджиния, изменения направлены на увеличение способности различать индивидуальные профили и уменьшение вероятности случайного совпадения. ФБР также планирует увеличить совместимость базы с международными базами данных, что позволит позволит обмениваться информацией с другими странами. Это имеет большое значение в деле борьбы с терроризмом.

А аналогичными проблемами столкнулась и в Великобритании , чья Национальная база данных ДНК (NDAD) содержит около 4 млн профилей. В настоящее время в ней используется 10 локусов для создания профиля, но уже рекомендовано увеличить количество маркеров до 15-16.

В России база данных ДНК пока еще на этапе создания . Планируется, что ее будут формировать за счет преступников, отбывающих наказание, и за счет биологического материала, изъятого на месте преступления.