Человеку впервые ввели культивированные красные кровяные клетки, созданные из гематопоэтических стволовых клеток (ГСК). Положительный исход этого эксперимента дает надежду, что в ближайшем будущем донорская кровь для переливания будет создаваться из клеток реципиента, сообщает пресс-релиз Американского гематологического общества (American Society of Hematology) со ссылкой на публикацию в журнале Blood.

Этот метод может стать достойной альтернативой для стандартного переливания крови от постороннего донора. Эта проблема становится особенно насущной в ситуации, когда число доноров крови сокращается, а потребность в донорской крови постоянно растет.

Ученые из университета Пьера и Марии Кюри (Université Pierre et Marie Curie), Париж, Франция , использовали ГСК (стволовые клетки, которые образуют клетки крови всех типов), взятые от одного и того же донора. Им удалось сгенерировать миллиарды красных стволовых клеток в чашке Петри с помощью специфических факторов роста, которые регулируют превращение ГСК в красные кровяные клетки.

Далее ученые пытались доказать, что кровяные клетки способны достичь полного созревания в организме. Процесс созревания они наблюдали в ходе экспериментов над мышами. На новом этапе, ученые собираются вести наблюдение над реакцией человека на инъекцию культивированных красных стволовых клеток. Первые результаты показали, что за первые пять дней жизни в организме человека выжили более 94% кровяных клеток, а через 26 дней от 41 до 63%. Добавим к этому, что средний срок жизни нормальной кровяной клетки в организме человека составляет 28 дней.

Как рассказывал «Вокруг Света», в четверг было объявлено о завершении первого этапа первого в мире клинического испытания лекарства на основе стволовых клеток. Установлено, что у трех пациентов, которым делали инъекции стволовых клеток в мозг в одной из больниц Глазго, Великобритания, не было побочных реакции на лечение. Это означает, что испытания будут продолжены и в обозримом будущем может появиться новое эффективное средство, восстанавливающее поврежденные ткани мозга.

Напомним, что стволовые клетки — это первичные, неспециализированные клетки, способные образовывать любую из 350 тканей организма. У взрослого человека стволовые клетки находятся, в основном, в костном мозге и в небольших количествах во всех органах и тканях. При нарушении в работе какого-либо органа они находят зону повреждения и восполняют утраченную функцию. Это свойство стволовых клеток делает их основным объектом исследования регенеративной медицины.

В последнее время появилось еще несколько лекарственных средств, разработанных на основе стволовых клеток, которые вышли на стадию клинических испытаний. Так, фармацевтическая компания Geron, США , уже начала испытания нового средства от паралича. Единственное, что может помешать развитию этой области медицины — запрет на выдачу патентов на исследование стволовых клеток, который может установить Европейский суд.