Новое исследование ДНК жителей Европы ставит под вопрос теорию о том, что предками современных европейцев были земледельцы, жившие на Ближнем Востоке 5-10 тыс. лет тому назад, сообщает BBC News со ссылкой на публикацию в журнале Proceedings of the Royal Society B. Теперь ученые считают, что большая часть европейских мужчин происходит от охотников времен каменного века.

Археологические находки показывают, что современные люди поселились в Европе около 40 тыс. лет тому назад — во времена палеолита. 20 тыс. лет тому назад они пережили ледниковый период, скрываясь в теплых убежищах на юге контитента, а затем начали заселять север Европы. Еще через несколько тысяч лет в Европу с Ближнего Востока переселились земледельцы, которые принесли на континент другую культуру и образ жизни. Вопрос о том, в какой степени современный европеец является потомком древних охотников и собирателей, а в какой — потомков земледельцев, которые пришли в Европу позднее, является открытым для ученых.

Генетики изучили хромосому Y — часть ДНК, которая передается из поколения в поколение от отца к сыну. Существует классификация, которая позволяет узнать, с определенной долей надежности, из какого региона происходят предки носителей хромосом разного типа. Как выяснилось, более 100 млн. европейцев являются носителями типа хромосомы Y под названием R-M269, которая ассоциируется с коренными жителями Европы.

Однако в прошлом году было опубликано исследование, связывающее тип R-M269 с жителями Турции. На основании этой публикации в дальнейшем было высказано предположение, что современные европейцы являются в большей степени потомками пришлых земледельцев с Ближнего Востока, переселившихся в Европу во времена неолита.

Теперь же ученые из Оксфордского университета (Oxford University), Великобритания , под руководством Кристиана Капелли (Cristian Capelli) решили более детально исследовать этот вопрос. Они изучили ДНК более 4,5 тыс. мужчин из Европы и западной Азии, чтобы составить подробную карту распространености хромосом типа R-M269. Они предположили, что некоторые маркеры на хромосоме Y являются менее надежными, чем другие, когда речь идет об истории происхождения человека.

По их мнению, маркерам, которые указывают на связь современного европейца с древними собирателями, систематически не уделяли должное внимание, а возраст маркеров, которые указывали на связь с ближневосточными земледельцами, оценивался неверно. Новые данные позволяют поставить под вопрос теорию о роли пришлых земледельцев в колонизации Европы, считают они.