Группа ученых под руководством Нира Бен-Таля (Nir Ben-Tal), профессора отделения биохимии и молекулярной биологии университета Тель-Авива (Tel Aviv University), Израиль , разработала метод для определения стратегий развития вирусных инфекций, подобных эпидемии свиного гриппа или испанки. Об этом сообщает пресс-служба университета. Результаты исследования опубликованы в журнале PNAS (Proceedings of the National Academy of Sciences). Этот метод поможет в отслеживании мутаций вирусов, а также в разработке более эффективных вакцин.

Профессор Бен-Таль с коллегами проанализировали действие белка гемагглютинина (hemagglutinin), обеспечивающего способность вируса присоединяться к клетке-хозяину и передающего геном с информацией, необходимой для распространения вируса. По словам исследователя, наша иммунная система способна распознавать этот белок, активирующий защитную систему организма против заболевания. Используя статистические алгоритмы, ученые определили, какие изменения в штамме вируса H1N1 привели к тому, что иммунная система человека не смогла распознать его.

Вирус свиного гриппа, как и его предшественник испанка, сейчас скорее всего уйдет в «спячку», однако в будущем мы можем увидеть еще более опасную вспышку одной из мутаций H1N1. Из-за большого количества изменений вирусы распространяются очень быстро, поэтому вакцины обычно оказывается неэффективными. В будущем разработанный учеными метод может быть использован для сравнения различных «версий» вируса, а также к прогнозированию его поведения и возможных последствий.

Напомним, что в этом году группа ученых под руководством Патрика Уилсона (Patrick Wilson) из Чикагского университета (University of Chicago), США , обнаружила , что у ряда людей, болевших в 2009 году свиным гриппом, выработались антитела, защищающие их от целого ряда гриппозных вирусов. А в 2009 году ученые выяснили , что люди, которые много раз болели гриппом или неоднократно вакцинировались против гриппа, обладают некоторой природной защитой против свиного гриппа. Оказалось, что человеческая иммунная система распознает сходство между новым гриппом H1N1 и старыми видами гриппа. Новое исследование также объясняет, почему многие пожилые люди менее подвержены заразе. Это, конечно, не дает 100%-ную защиту, но значительно снижает вероятность появления заболевания.