Ученые из университета Нью-Йорка (New York University), США , пролили свет на происхождение риса. Анализ рисового генома подтвердил, что злак был одомашнен лишь единожды, сообщает BBC News. Сегодня известны десятки тысяч разновидностей риса, но все они относятся к одному из двух подвидов – тем, что мы обычно называем «длиннозерный» или «круглозерный» рис.

Исследователи полагают, что впервые рис был культивирован в Китае около 9 тыс. лет назад. По другой теории два основных подвида риса – Oryza sativa japonica и O. sativa indica – были одомашнены по отдельности и в разных частях Азии. Эта точка зрения представляется тем более состоятельной после обнаружения значительной генетической разницы между этими подвидами. Результаты реконструкции эволюционной истории злака также свидетельствуют в ее пользу.

Зерна вида japonica клейкие и короткие, а у риса indica – неклейкие и длинные. Используя компьютерный алгоритм, исследователи пришли к выводу, что сорта japonica и indica имеют одно происхождение, потому что у них между собой более близкое генетическое родство, чем с любым видом дикого риса в Китае или Индии . Предком этих сортов риса был дикий рис O. rufipogon.

Затем ученые использовали так называемую технику молекулярных часов для расстановки дат в эволюционной истории риса. Оказалось, что одомашнивание риса произошло около 8200 лет назад, а отделились друг от друга japonica и indica около 3900 лет назад. Эти вычисления соответствуют археологическим свидетельствам того, что рис был одомашнен в долине китайской реки Янцзы 8000-9000 лет назад, а индийском регионе реки Ганг – около 4000 лет назад.

Напомним, что в 2007 году сотрудники Национальной лаборатории молекулярной генетики растений (National Key Laboratory of Plant Molecular Genetics) в Шанхайском институте физиологии растений и экологии Академии наук (CAS Shanghai Institute of Plant Physiology & Ecology), Китай, научились управлять геномом, отвечающим за размер и урожайность риса.

Расшифровав геномы двух типов риса, сильно отличающихся по размерам, генетики установили, что за большой размер зерна отвечает ген GW2, которого нет в маленьком зернышке. Затем ученые внедрили этот ген в мелкозернистый рис. Результатом стало увеличение размера и веса маленького зерна, и, как следствие, повышение урожайности культуры на 20%. Высокоурожайный вариант оказался темнее исходного, однако во вкусовых качествах не потерял.