На далёких землеподобных планетах, вращающихся вокруг нескольких звезд – красных карликов , могут расти растения не зелёного, а чёрного или серого цвета. Такая окраска должна позволить им использовать скудный свет их солнц. Эта теория излагается в неопубликованном исследовании астробиолога Джека О`Мэлли-Джеймса (Jack O'Malley-James) из университета Сент-Эндрюс в Шотландии, на которое ссылается BBC. Доклад об этом исследовании был прочитан на Национальном астрономическом конгрессе (National Astronomy Meeting) в Уэльсе.

О`Мэлли-Джеймс занимался моделированием мультизвёздных систем, в которых планеты вращаются не вокруг одной звезды, как в нашей Солнечной системе, а вокруг нескольких, включая красные карлики. Если на одной из таких планет появится жизнь, а это теоретически возможно, она будет развиваться совсем не так, как на Земле. В особенности это относится к растениям, которым придётся выработать у себя другие приспособления для фотосинтеза – выработки органического вещества из воды и углекислого газа на свету.

«Если планета вращается вокруг двух или более звёзд, на ней потенциально могут быть разные источники энергии для фотосинтеза, – говорит шотландский астробиолог. – Температура звезды определяет её цвет и, соответственно, окраску растений, оптимальную для фотосинтеза. В зависимости от цвета звезды, растения эволюционируют по-разному».

Моделирование показывает, что растения, обитающие на планете, вращающейся вокруг двух или более «красных карликов», могут, таким образом, иметь чёрную или серую окраску.

Отметим, что поиском землеподобных экзопланет , потенциально пригодных для жизни, занимается сегодня орбитальный телескоп NASA «Кеплер» (Kepler). В январе этого года ему удалось обнаружить за пределами Солнечной системы первую твердую планету , к тому же рекордно малого размера – ее диаметр всего в 1,4 раза больше земного. К сожалению, из-за близости к своей звезде, сияющей в созвездии Дракона, эта планета слишком горяча, чтобы на ней могла быть жизнь. Однако астрономы из NASA обещают в ближайшее время представить ещё несколько аналогичных планет – возможно, с какой-то из них нам повезёт больше.