Турбулентность, генерируемая скоростными моторными лодками, убивает значительное количество зоопланктона, сообщает BBC News. Эксперименты на веслоногих ракообразных (крошечных существ показали, что треть умирает в водах, которые часто бороздят моторные лодки. Это существенно больше, чем в реках, по которым моторки не ходят.

Зоопланктон играет ключевую роль в водной экологии, и его смерть может иметь до сих пор неизвестный эффект, считают зоологи из Виргинского института морских исследований (Virginia Institute of Marine Science), США .

Предыдущие исследования показывали, что даже небольшая турбулентность может влиять на способность веслоногих ракообразных питаться и расти. А резкие и интенсивные турбулентные возмущения могут травмировать и даже убивать зоопланктон.

Чтобы прояснить ситуацию, исследователи провели эксперимент, используя специальную краску, которая окрашивала живых ракообразных в красный цвет, а мертвые оставались неокрашенными, натурального цвета. Это позволило быстро идентифицировать, сколько зоопланктона погибло, а сколько выжило в каждом образце речной воды.

Результаты показали, что в местах интенсивного судоходства мертвого планктона было гораздо больше. К примеру, в каналах с обилием моторных лодок мертвыми были 34% планктонных ракообразных, а у пристаней и вдоль береговой линии этот показатель составлял 5-6%. 14% мертвых веслоногих ракообразных было обнаружено в кильватере судов, а вне их – 7%.

Зоопланктон является важным звеном между фитопланктоном и рыбой. Высокая смертность рачков может сократить способность популяции зоопланктона подавлять цветение фитопланктона и снижать количество пищи, доступной мелкой рыбе, питающейся зоопланктоном. Кроме того, если мертвый зоопланктон остается несъеденным, то оседает на дно или разлагается бактериями в толще воды. Это значит, что биомасса зоопланктона, которая в обычных условиях может быть съедена рыбой, будет вместо этого идти на корм бактериям.

Пока ученые не могут сказать, какое количество лодок в реке является критическим и представляет опасность для зоопланктона. Очевидно лишь, что от размера и скорости лодки зависит интенсивность создаваемой ею турбулентности.