Группа ученых под руководством Ванессы Шмитт (Vanessa Schmitt) из Немецкого центра приматов (German Primate Center), Германия , выяснила, что обезьяны Старого света считают лучше, чем до сих пор полагали, сообщает BBC News. В процессе простого теста на счет длиннохвостые макаки оказались способны определить, на какой из двух тарелок больше гальки или изюма. Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature Communications.

Так ученые пришли к выводу, что у животных есть способность понимать идею относительного количества. Исходно ученые тестировали макак, показывая им две тарелки с разным количеством изюма, а когда те выбирали одну, скармливали им изюм. При этом макаки часто выбирали тарелку с меньшим количеством изюма. По словам Ванессы Шмитт, причиной этому было то, что макаки больше думали о том, насколько они голодны, чем о количестве изюма. Однако когда изюм был заменен на гальку, результат немедленно заметно улучшился.

Тогда ученые решили изменить эксперимент. Они снова начали показывать блюда с изюмом, но теперь уже не давали макакам изюм с тарелок за указывание на правильное количество, а награждали горсткой изюма из другого места. Этот эксперимент увенчался не меньшим успехом, чем эксперимент с галькой. По словам профессора Джулии Фишер (Julia Fischer), принимавшей участие в исследовании, аналогичный процесс происходил, когда тестировались очень маленькие дети. Ребенку предлагалось указать на одну из горок конфет. Ребенок тут же начинал тыкать пальцем в большую, после чего она отдавалась другому ребенку, а этому ребенку доставалась та, что поменьше. И даже при повторении эксперимента у детей были сложности. При этом, когда вместо конфет использовалось что-то другое, дети с легкостью выполняли задание.

Напомним, что в прошлом году другая группа ученых проводила иной эксперимент, проверяющий способность обезьян к счету. Тогда им удалось доказать , что обезьяны способны замечать, увеличивается или уменьшается число точек, появляющихся на экране, и могут принимать решения на основе полученного знания. «Эта примитивная версия математики позволяет говорить о том, что способность к счету является фактором, повышающим вероятность выжить», – говорит профессор Нейдер. «Это умение позволяет выбрать дерево, на котором больше плодов, или же оценить размер соседнего племени обезьян и решить, атаковать его или же лучше скрыться».

В ходе эксперимента обезьянам предлагали сравнивать число точек, появившихся на экране, с числом лежащих перед ними фишек. В случае, если зажигался красный свет, они должны были выбрать набор с большим числом фишек, а если зажигался синий свет, было необходимо выбрать набор, где фишек меньше, чем точек на экране. Обезьяны, успехи которых поддерживали, награждая их яблоками или водой, принимали верное решение в 90% случаев.