Айсберги способствуют очищению планеты

Группа ученых из Института водных исследований в Монтерей Бэе (Monterey Bay Aquarium Research Institute), штат Калифорния, США , установила, что дрейфующие айсберги действуют на окружающие их воды так, что те начинают поглощать больше двуокиси углерода, чем обычно, сообщает BBC News.

Специалисты обнаружили, что минералы, попадающие в воду при таянии айсберга, приводят к резкому росту фитопланктона, поглощающего CO2. Позже этот планктон съедает криль, а переработанная двуокись углерода оседает на дне океана в его фекалиях. Результаты исследования ученых, проведенного в декабре 2005 года в море Уэдделла (Weddel Sea), опубликованы в онлайн-журнале Science Express.

По словам исследователей, за последние годы количество айсбергов в водах вокруг Антарктики сильно увеличилось из-за климатических изменений и глобального потепления. Команда ученых исследовала в основном два айсберга. Один из них был 2 км в длину и 500 м в ширину, а другой занимал полосу длиной в 21 км и шириной в 5 км. При помощи сети, машины на дистанционном управлении с камерой и других приспособлений ученые собрали образцы воды от самих айсбергов до 9 км вокруг них.

Существенно увеличенная концентрация минералов, фитопланктона, криля и птиц наблюдается в радиусе 3,7 км от айсбергов. В районах, где айсбергов нет совсем, такие точки концентрации отсутствуют.

По мнению ученых, это указывает на то, что дрейфующие айсберги могут существенно влиять на экосистему Южного океана и могут служить местами увеличенного производства и захоронения органического углерода в глубине моря.

В следующем году они намерены провести гораздо более тщательное исследование айсбергов. По словам одного из исследователей доктора Кена Смита (Ken Smith), 90% айсбергов в этих местах были меньше изученных. Ученые намерены вернуться и исследовать маленькие айсберги, чтобы понять насколько они важны, и насколько они могут насыщать окружающие их воды бурлящей жизнью.