Зоологи выяснили, что в тестикулах самцов шимпанзе вырабатывается в 200 раз больше спермы, чем у горилл, и в 14 раз – чем у орангутанов, сообщает BBC. Столь значительная диспропорция связана с особенностями личной жизни разных видов человекообразных обезьян.

Для своего исследования, результаты которого были опубликованы в «Американском приматологическом журнале» (American Journal of Primatology), японские ученые обследовали обезьян в нескольких зоопарках Японии и Индонезии . Помимо вышеуказанного соотношения 200:14:1, выяснилось также, что сперматогенная (то есть производящая сперму) ткань в яичках самцов гориллы значительно тоньше, чем у представителей двух других видов.

Дело в том, что у шимпанзе в семейной жизни распространена полиандрия (от древнегреческого «полис» – много и «андрос» – мужчина), когда одна самка имеет «гарем» из нескольких самцов. Последним при таком раскладе ничего не остаётся, как конкурировать друг с другом, в том числе и в количестве семени – учёные окрестили это явление «спермовыми войнами».

Гориллы, напротив, – приверженцы полигинии (от греч. «гинос» – женщина): сильные альфа-доминантные самцы с седыми спинами окружены стайкой жён. Зоологи давно подозревали, что подобный образ жизни отрицательно сказывается на мужской силе. Ранее было установлено, что у полигиничных видов семеники самцов имеют сравнительно меньший размер.

По словам одного из авторов исследования, Хидеко Фуджии-Ханамото (Hideko Fujii-Hanamoto), объем вырабатываемой спермы оценивался учёными, исходя из соотношения между весом тестикул и весом тела, так как «брать сперму у животных чрезвычайно трудно, даже если они содержатся в зоопарке».

Выработка спермы – весьма сложный и капризный процесс. Например, недавно выяснилось, что работа на ноутбуке, поставленном на колени, может значительно ухудшить её качество . Это тем более плохо, что здоровье спермы, согласно данным другого исследования, самым непосредственным образом влияет на продолжительность жизни мужчины.