Микроорганизмы, обитающие в кишечнике грызунов, оказывают влияние на их характер, выяснили ученые из Каролинского института (Karolinska Institutet) в Стокгольме, Швеция . Соответствующая статья вышла в новом номере журнала «Труды Национальной академии наук США » (Proceedings of the National Academy of Sciences).

До сих пор считалось, что единственными функциями бактерий, составляющих нормальную микрофлору кишечника млекопитающих, являются помощь пищеварению и защита организма от своих вредных собратьев . Однако результаты эксперимента шведских ученых заставляют задуматься, все ли мы знаем о функциях микрофлоры кишечника и ее взаимосвязях с организмом в целом.

В ходе эксперимента сравнивалось поведение двух групп мышей. Зверьки из первой родились без микрофлоры кишечника и жили в стерильной среде – то есть, не могли приобрести оную микрофлору извне. Мыши из второй, контрольной, группы родились и выросли в нормальных условиях. Наблюдения показали, что первые по характеру гораздо любопытнее и смело осваивают новые помещения, в которые попадают. По сравнению с ними «бактериально полноценные» собратья выглядят закомплексованными трусами.

Ученые пока не могут объяснить причины такого влияния бактерий на поведение мышей, как и его механизмы. Однако они полагают, что на этом пути нас может ждать ещё много удивительных открытий. «Ещё 20 лет назад мы не могли и подумать об этом, а сегодня наши представления о роли микроорганизмов, подобных бактериям, в формировании психологии их хозяев стремительно меняются», – заявил журналистам Свен Петтерссон (Sven Pettersson), один из ведущих авторов исследования.

Справедливости ради стоит отметить, что ученые и раньше подозревали, что микрофлора кишечника – куда более тонкий механизм, чем может показаться. Еще в 2008 году в журнале «Nature» вышла статья, из которой явствовало: кишечник тучных людей содержит микроорганизмы иного типа, чем кишечник худышек . Такое впечатление, говорили учёные, что наше тело каким-то образом сообщает информацию о весе микроорганизмам в нашем кишечнике и ожирение может нарушать нормальный баланс микрофлоры. Опыты на тех же мышах, кстати, показали, что верно и обратное: смена микрофлоры может повлиять на вес.