Группа ученых под руководством Ильи Литча (Ilia Leitch) из лаборатории Джодрела (Jodrell Laboratory), Королевские ботанические сады Кью (Royal Botanic Gardens, Kew), Великобритания , выяснили, что растение под названием Paris japonica обладает самым большим из зарегистрированных геномов и, таким образом, риск его исчезновения очень велик, сообщает Reuters. Результаты исследования были опубликованы в журнале Botanical Journal of the Linnean Society.

«Некоторым может быть интересно, что становится следствием наличия такого большого генома и имеет ли это значение, когда у одного организма больше ДНК, чем у другого. Ответ – громкое "да"», – рассказал Илья Литч (Ilia Leitch), добавив, что чем больше геном, тем больше риск вымирания организма. В Paris japonica – 152,23 пикограмма (одна триллионная грамма) ДНК, что на 15% больше, чем у предыдущего рекордсмена, двоякодышащей рыбы Protopterus aethiopicus. Человеческий геном, 3,0 пикограммов, меньше этой величины в 50 раз (а у древних людей геном был еще короче ). Самым маленьким геномом обладает паразит, живущих в людях и других млекопитающих, Encephalitozoon intestinalis, у него всего 0,0023 пикограммов ДНК.

По словам руководителя исследования, важность размера связана с тем, что чем больше ДНК в геноме, тем больше времени требуется для копирования всего ДНК и деления, то есть требуется больше времени для совершения жизненного цикла, чем организму с маленьким геномом. Это объясняет, почему у многих растений, распространенных в пустыне и вынужденных быстро вырастать после дождя, маленький геном, а растения с большим геномом не растут в таких тяжелых условиях. Таким образом, растения с большим геномом подвергаются большему риску, ведь им требуются лучшие условия и больше времени для распространения.

Последние годы идут активные работы по расшифровке геномов разного рода организмов, как живущих ныне представителей флоры и фауны, так и уже вымерших. Например, в прошлом году ученые расшифровали геном коровы херефордской породы. Исследование показало, что геном домашней коровы состоит из 22 тысяч генов и на 80% совпадает с геномом человека. Организация коровьих хромосом ближе к человеческим, чем к хромосомам мышей и крыс. Геном коровы содержит дублирующиеся фрагменты, которые отвечают за иммунитет, обмен веществ, пищеварение, размножение и лактацию.

В мае 2008 года более ста специалистов из США , Великобритании и Австралии декодировали геном утконоса и обнаружили, что он представляет собой набор черт, свойственных птицам, рептилиям и млекопитающим. А пару месяцев назад профессор Сванте Паабо (Svante Paabo) из Института эволюционной антропологии им. Макса Планка (Max-Planck-Institut für evolutionäre Anthropologie), Германия , и специалисты компании 454 Life Sciencesзакончили расшифровку генома неандертальца.