Международная группа ученых под руководством Кристофа Ловиса (Christophe Lovis), астронома из обсерватории Женевского университета (Geneva University Observatory), Швейцария , обнаружила звезду, вокруг которой вращается от 5 до 7 планет. Эта система является крупнейшей из известных нам за пределами Солнечной системы, сообщает Science News.

«С обнаружением этих систем мы входим в новую эру экзопланет. Вместо фокусирования на отдельных открытиях мы двигаемся в сторону сложных планетарных систем и надеемся понять способ их возникновения», – рассказала Сара Сигер (Sara Seager), теоретик из Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology, MIT), США .

Напомним, что на прошлой неделе ученые при помощи телескопа NASA «Кеплер» (Kepler) обнаружили рядом со звездой, напоминающей Солнце, под названием Кеплер-9 первую планетарную систему с двумя планетами, вращающимися вокруг одной звезды. Соответственно, планеты были названы Кеплер-9b и Кеплер-9с. Ученые уточнили массу планет при наблюдении за ними из обсерватории Кек (W.M. Keck Observatory), Гавайи, США. Измерения показали, что Кеплер-9b, большая из двух планет, по размерам сопоставима с Сатурном. Она огибает звезду в течение 19 дней, в то время как Кеплер-9с делает это за 38 дней.

Помимо этого, ученые обнаружили следы движения третьего объекта, размер которого должен превышать размер Земли в 1,5 раза, имеющего орбиту в 1,6 дня. Дальнейшие измерения должны установить, является этот объект планетой или это астрономический феномен, который имитирует орбитальное движение.

«Если третья планета действительно существует, то это станет неопровержимым доказательством в теории формирования планет», – рассказал Даг Лин (Doug Lin), теоретик из Калифорнийского университета (University of California), Санта Круз, США. Она гласит, что оболочка планет формируется из газового диска, пыли и льда, которые вращаются вокруг них. Затем планета может поглотить большое количество газа из того самого диска, как это произошло при формировании Юпитера. А если диск исчезает, то твердая оболочка планет, подобная поверхности Марса, Венеры, Земли или Меркурия, остается.

Интересно, что Кеплер-9 можно легко сопоставить с системой планет вокруг звезды HD 10180, находящейся в 127 световых годах от Земли. Изучая движение звезды в течение 6 лет при помощи чувствительного спектрографа, установленного на 3,6-метровом телескопе в Ла Силла, Чили , исследователи установили, что вокруг нее вращается от 5 до 7 планет. «Пять подтвержденных планет имеют массу, сопоставимую с массой Юпитера, и диаметр орбиты Марса. Планеты в этой системе гораздо более плотно расположены, чем в нашей, однако среди них нет ни одной подобной Юпитеру» – рассказывают ученые в грядущей публикации.

Ученые продолжают поиск планет похожих на Землю. Так, например, в 2007 году астрономы из NASA, США, объявили об открытии пятой планеты в планетной системе, находящейся за пределами нашей Солнечной системы. Новая планета превышала по размерам Землю, а расстояние между планетой и звездой, вокруг которой она вращается, сравнимо с расстоянием от Земли до Солнца. Эта планета четвертая по счету от своей звезды, а её орбитальный период обращения составляет 260 дней — как у Венеры.