Брайан Хантли (Brian Huntley), профессор палеоэкологии университета Дархэма (Durham University), Великобритания , установил причину исчезновения мамонтов. Он выяснил, что изменение климата, повлекшее за собой уменьшение растительной пищи, привело к их вымиранию, сообщает BBC News.

Профессор Хантли с коллегами воссоздал условия развития растительности в Европе, Северной Америке и Азии за последние 42 тыс. лет. В ходе исследований они сопоставляли климатические условия с тем, как будут развиваться в них различные растения. Ученые выяснили, что холодные и сухие условия после самой холодной фазы ледникового периода уменьшили содержание диоксида карбона, что не способствовало вегетативному росту. Размеры пастбищ существенно сократились.

Мамонты в итоге были вынуждены отправиться в Сибирь в поисках пищи, где и вымерли около 4 тыс. лет назад. После наступившего затем потепления деревья начали снова расти на местах пастбищ мамонтов. «Именно влияние изменения климата на флору и стало причиной значительного сокращения популяции, а затем и полного вымирания мамонтов и других травоядных животных того времени», – прокомментировал свое открытие Хантли.

Однако существуют и другие версии исчезновения мамонтов. Напомним , что специалисты Национальной лаборатории им. Лоуренса Беркли (Lawrence Berkeley National Laboratory), штат Калифорния, США , нашли следы кометы, взорвавшейся 12,9 тыс. лет назад над территорией Канады . По мнению ученых, именно этот взрыв, эквивалентный нескольким миллионам ядерных боеголовок, мог стать причиной гибели мамонтов, а также еще 15 видов больших млекопитающих того периода, так называемой мегафауны, в том числе мастодонта, саблезубой кошки, американского верблюда и гигантского земляного ленивца.

С новыми данными, поступающими от подобных анализов, ученые меняют свое мнение о том времени, когда на Земле могли существовать мамонты. «Вокруг света» рассказывал , что доктор Адриан Листер (Adrian Lister) из Музея естественной истории (Natural History Museum), Лондон, Великобритания, выяснил, что первоначальная датировка костей мамонтов, обнаруженных в английском Шропшире (Shropshire) в 1986 году, неверна. По первоначальной датировке костям шерстистых мамонтов уже 21 тыс. лет, однако новый радиоуглеродный анализ показал, что мамонты жили в Великобритании еще 14 тыс. лет назад, то есть гораздо позже, чем до сих пор считалось.

Напомним также, что профессор Хендрик Пуанар (Hendrik Poinar) из Макмастеровского университета (McMaster University) в Онтарио, Канада, и его коллеги установили, что мамонты, найденные в Сибири, не были исконными жителями этих территорий. Канадские палеонтологи исследовали генетический материал, содержащийся в митохондриях 160 мамонтов возрастом до 40 тыс. лет. По словам профессора Пуанара, полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что в Сибири существовало два вида этих животных. Один из них был коренным, а другой пришел в Сибирь из Северной Америки через Берингов пролив, который в то время был покрыт льдом.

Отличия в структуре ДНК, строении зубов и древность останков (встречаются образцы возрастом 900 тыс. лет) наводят ученых на мысль, что, возможно, сибирские мамонты являлись представителями более раннего и примитивного вида. Возможно также, что они являются предками и североамериканского вида, который первоначально мигрировал в Америку, а затем вернулся на «историческую родину» в Сибирь.