Наблюдения с помощью пяти искусственных спутников, запущенных в 2007 году в рамках программы THEMIS (Time History of Events and Macroscale Interactions during Substorms) , позволили ученым NASA увидеть любопытное космологическое явление, рассказывает New Scientist со ссылкой на Discovery News. Полученные данные подтвердили, что космические штормы вызывают полярные сияния в северном и южном полушарии Земли. Предположение о существовании такой связи уже выдвигалось в 2008 году, спустя год после начала программы наблюдений.

Космические штормы, которые можно назвать «космотрясениями», происходят в магнитном поле Земли. Их вызывает поток плазмы от Солнца. Сильнее всего такие штормы ощущаются на орбите планеты, на расстоянии 64-128 тыс. км, но они могут доходить и до земной поверхности. Их регистрируют на геостанциях по всей Земле, точно так же, как и сейсмические станции регистрируют землетрясения, рассказывает Василис Ангелопулос (Vassilis Angelopoulos), сотрудник проекта THEMIS, работающий в Калифонийском университете (University of California), США .

Евгений Панов (Evgeny Panov) из Института космологических исследований (Space Research Institute), Австрия , ведущий соавтор работы о космотрясениях, опубликованной в апреле в журнале Geophysical Research Letters, отмечает, что общая энергия этого события сравнима с землетрясением магнитудой 5 или 6.

Кстати, космотрясения – не единственное явление этого рода во Вселенной. Астрофизики уже наблюдали «звездотрясения» (сильные колебания внутри звезд), лунотрясения и сотрясения астероидов. А полярные сияния наблюдаются тоже не только на Земле, но и на других планетах Солнечной системы – Сатурне и Юпитере. В 2008 году группа астрономов из Великобритании обнаружила двойное полярное сияние на Сатурне , которое, в отличие от земного, вызывается потоком заряженных частиц с некоторых спутников планеты (всего их 60). Подобным же образом формируется сияние на полюсах Юпитера : спутник Ио, выбрасывая примерно одну тонну вулканического материала каждую секунду, создает поток частиц. Часть этого потока огибает планету по полюсам и образует на них светящиеся круги.