Большой адронный коллайдер (LHC, БАК ) в Женеве, Швейцария, крупнейший в мире ускоритель частиц, остановлен до среды, 2 июня, в связи с аварией в электроснабжении, произошедшей в ночь с 28 на 29 мая, сообщает РИА «Новости».

«Случилось то, что по-английски называется "блэк-аут": отрубилось электричество с пятницы на субботу, отключилась линия напряжением 18 киловольт, по которой электричество поступает в CERN. Что произошло, я пока не знаю. В момент аварии пучка в машине не было, технические службы сработали нормально. Все выходные специалисты работали, чтобы выяснить причины аварии», – передает агентство со ссылкой на источник в техническом департаменте Европейского центра ядерных исследований (European Organization for Nuclear Research, CERN). Сейчас, по его данным, температура на магнитах ускорительной секции коллайдера поднялась выше нормы. Тем не менее, в CERN утверждают, что остановка БАКа планировалась, и никаких проблем с его запуском по расписанию в среду не возникнет.

Напомним, что БАК был запущен 10 сентября 2008 года, однако через девять дней его работы произошла утечка жидкого гелия , использующегося для охлаждения сверхпроводящих магнитов. Причиной аварии стал перегрев электрического соединения, что привело к поломке 53 магнитов (из 1 624). Ученые планировали повторно запустить БАК через два месяца после аварии, этот срок затем неоднократно передвигался. Его ремонт и исправление стоили $40 млн (общая стоимость проекта оценивается в $6 млрд). В ноябре 2009 года БАК был снова запущен в работу и начал давать ученым весьма ценные данные.

Главная задача экспериментов БАКа – смоделировать состояние Вселенной спустя доли секунд после Большого взрыва. Для этого необходимо разогнать частицы до максимально высокой энергии и проникнуть в мир тяжелых частиц. Большой адронный коллайдер позволит изучить неведомый ранее мир частиц с массой около 1 ТэВ. Физики уверены, что именно в этой области масс будет обнаружен предсказанный теоретически, но до сих пор неуловимый бозон Хиггса, дающий ключ к пониманию слабых и электромагнитных сил.

30 марта этого года эксперимент на БАКе дал потрясающий результат . Об этом «Вокруг Света» писал ранее. Условия эксперимента были очень близки к состоянию мира во время Большого взрыва (Big Bang) 14 млрд лет назад, в результате которого появилась наша Вселенная. При этом было получено столкновение встречных пучков протонов энергией с 7 тераэлектронвольт (ТэВ). Это втрое быстрее предыдущего рекорда, поставленного на этом же коллайдере. Напомним, в прошлом году при столкновении пучков протонов была получена энергия 2.36 ТэВ.