Группа ученых из университета Далхаузи (Dalhousie University), Канада , выяснила, что то, какая часть мозга используется для декодирования предложения, зависит от грамматической структуры используемого языка, сообщает Science News. Результаты исследования были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

Сканограммы мозга показали, что когда говорившие на американском языке знаков видели предложения с двумя различными типами грамматики, у них активировались немного разные участки нейронов. Ученые предполагают, что использовать различные языки человеку помогают нервные структуры, развившиеся для решения других когнитивных задач, например, для запоминания и анализа. «Мы используем и адаптируем механизмы, которые уже имеются в нашем мозге. Очевидно, что мы делаем это как-то иначе [чем другие животные], поскольку мы можем научиться языку. Но это происходит не потому, что у нас в мозге создался маленький черный ящик, который производит только язык и ничего больше», – рассказывает Аарон Ньюман (Aaron Newman), один из участников исследования.

Он также заметил, что большинство разговорных языков выражают связь между субъектом и объектом (подлежащим и дополнением) в предложении одним из двух способов. Одни, как английский, делают это, передавая информацию через порядок слов. Другие, как немецкий или русский, – используя суффиксы или определенные слова. Исследование показало, что при анализе специально построенных предложений на американском языке знаков, анализом различий, связанных с порядком слов, занимается кратковременная память, а указующими словами – процедурная память, отвечающая также за исполнение автоматических задач (к примеру, за езду на велосипеде).

Надо заметить, что медлить с анализом различных языков не стоит, ведь в обозримом будущем многие из них могут исчезнуть. В 2008 году Организация объединенных наций (ООН) заявила , что более чем половине из 7 тыс. языков, на которых разговаривают земляне, грозит вымирание. По данным ЮНЕСКО (UNESCO), каждые две недели умирает один язык.