Физики пьют победу: на Большом адронном коллайдере (LHC, БАК ) в Женеве, Швейцария, крупнейшем в мире ускорителе частиц, ученые из Европейского центра ядерных исследований (European Organization for Nuclear Research, CERN) сегодня получен сногсшибательный результат. Условия эксперимента были очень близки к состоянию мира во время Большого взрыва (Big Bang) 14 млрд лет назад, в результате которого появилась наша Вселенная.

Получено столкновение встречных пучков протонов энергией с 7 тераэлектронвольт (ТэВ). Как сообщает Associated Press, это втрое быстрее предыдущего рекорда, поставленного на этом же коллайдере. Напомним, в прошлом году при столкновении пучков протонов была получена энергия 2.36 ТэВ. Сегодняшний эксперимент в 27-километровом туннеле БАК продемонстрировал миру новые сногсшибательные возможности, открытые коллайдером для ученых-атомщиков.

В эксперименте участвовали пучки протонов, которые начали разгонять еще 10 дней назад. Когда сегодня были получены первые подтверждающие успех эксперимента результаты, присутствующие в комнате ученые разразились аплодисментами. Физики со всего мира подключались к ходу эксперимента с помощью удаленного терминала и могли видеть поставленный рекорд.

Напомним, что БАК был запущен 10 сентября 2008 года, однако через девять дней его работы произошла утечка жидкого гелия , использующегося для охлаждения сверхпроводящих магнитов. Причиной аварии стал перегрев электрического соединения, что привело к поломке 53 магнитов (из 1 624). Ученые планировали повторно запустить БАК через два месяца после аварии, этот срок затем неоднократно передвигался. Его ремонт и исправление стоили $40 млн (общая стоимость проекта оценивается в $6 млрд). В ноябре 2009 года БАК был снова запущен в работу и начал давать ученым весьма ценные данные.

Главная задача экспериментов БАКа – смоделировать состояние Вселенной спустя доли секунд после Большого взрыва. Для этого необходимо разогнать частицы до максимально высокой энергии и проникнуть в мир тяжелых частиц. Большой адронный коллайдер позволит изучить неведомый ранее мир частиц с массой около 1 ТэВ. Физики уверены, что именно в этой области масс будет обнаружен предсказанный теоретически, но до сих пор неуловимый бозон Хиггса, дающий ключ к пониманию слабых и электромагнитных сил.