Исследование, проведенное сотрудниками университета Саскачевана (University of Saskatchewan), Канада , показало, что идея заселения Гренландии и Исландии была не очень хороша. Дело в том, что средняя температура в Исландии снизилась почти на 6'C за сто лет после 870-х годов нашей эры, когда территории заселили викинги, сообщает Science News. Открытие было сделано учеными по результатам анализа раковин моллюсков.

Исследователи замерили содержание изотопов кислорода в 26 раковинах моллюсков, взятых из донных осадков на северо-западном берегу Исландии. Содержание кислорода-16 и кислорода-18 в раковинах варьируется в зависимости от температуры воды, поэтому уровень данных изотопов может использоваться как показатель того, насколько холодным или жарким был местный климат.

Согласно результатам анализа, уровень изотопов в раковинах колебался значительно от года к году. К примеру, зимние температуры были наиболее низкими в период между 990 и 1120 годом. К 1250 году климат вновь стал более мягким и летние температуры достигали 10'C — ученые говорят, что это, возможно, самый высокий показатель за три столетия. Однако спустя несколько десятилетий вновь началось похолодание.

Исландия остается заселенной по сей день, но норманские поселения в Гренландии опустели к началу XV века. Многие ученые говорят, что большую роль в этом сыграли климатические изменения.

«Вокруг Света » рассказывал, что 450-800 тыс. лет юг Гренландии, крупнейшего острова в мире, покрытый сейчас 2-километровой толщей льда, был зеленым и значительно более теплым, чем принято считать. Здесь произрастал смешанный лес, состоявший из ольхи, ели, сосны и тисовых. На деревьях и под ними жило огромное количество различных насекомых, в том числе жуки, мухи, пауки, бабочки и мотыльки.

Когда же 450 тыс. лет назад снова похолодало, леса и их обитатели оказались покрыты наступающими льдами, которые фактически законсервировали их. И, как свидетельствуют исследования, этот лед сохранялся даже в последний межледниковый период (116-130 тыс. лет назад), когда температуры, вероятно, были на 5 градусов выше сегодняшних. В результате погребенные во льду образцы флоры и фауны оказались неподвластны гниению и разложению.

Кстати, в последнее время ученые отмечают ускорение движения ледников Гренландии . Например, ледник Петермана на севере острова шириной 60 км за пять лет двое увеличил скорость. Другой ледник Кангерлуссуак на востоке Гренландии ускорился почти втрое – с 5 до 14 км/год. С апреля 2002 по ноябрь 2005 года Гренландия теряла в среднем по 239 куб. км льда в год, что соответствует среднему уменьшению толщины льда на 13–14 см/год. Причем в последние полтора года этот процесс ускоряется. Таяние гренландских ледников может привести к существенному повышению уровня мирового океана.