Европейский центр ядерных исследований (European Organization for Nuclear Research, CERN) сообщает, что во вновь запущенном Большом адронном коллайдере (LHC, БАК ) в обоих направлениях по туннелю начали циркулировать первые пучки протонов, пишет РБК. Предполагается, что в ближайшие недели энергия заряженных частиц будет наращиваться по отношению к исходным 450 млрд эВ.

В ноябре 2009 года ученые Европейского центра произвели запуск Большого адронного коллайдера, впервые после 14-месячного ремонта. Коллайдер не только показал отличные тестовые результаты, но также вызвал столкновение двух встречных потоков частиц. Это событие не было запланировано в программе тестов, а должно было стать частью дальнейших экспериментов.

Напомним, что БАК был запущен 10 сентября 2008 года, однако через девять дней его работы произошла утечка жидкого гелия , использующегося для охлаждения сверхпроводящих магнитов. Причиной аварии стал перегрев электрического соединения, что привело к поломке 53 магнитов (из 1 624). Ученые планировали повторно запустить БАК через два месяца после аварии, этот срок затем неоднократно передвигался.

Главная задача экспериментов, которые будут проводиться на БАКе, – смоделировать состояние Вселенной спустя доли секунд после Большого взрыва. Для этого необходимо разогнать частицы до максимально высокой энергии и проникнуть в мир тяжелых частиц. Большой адронный коллайдер позволит изучить неведомый ранее мир частиц с массой около 1 ТэВ. Физики уверены, что именно в этой области масс будет обнаружен предсказанный теоретически, но до сих пор неуловимый бозон Хиггса, дающий ключ к пониманию слабых и электромагнитных сил.