Фото №1 - Картины мира под ключ

Фото: БОНДАРЕНКО ДМИТРИЙ/CARTOONBANK.RU

Мы живем в эпоху взрывного развития естественных наук. Количество научной информации возрастает, она становится всё разнообразнее и… сложнее. Разрастающаяся и усложняющаяся наука сама по себе является вызовом. Следить сразу за всем на хорошем уровне понимания становится невозможно. Так, можно с уверенностью говорить, что наиболее общие картины мира, рисуемые нам философами, основаны на существенно неполной информации, и в будущем разрыв между суммой естественно-научных знаний и набором фактов и понятий, которыми оперируют философы, может увеличиться.

Последние 20 лет мой рабочий день начинается с чтения статей в астрофизической части arXiv.org. 10 лет назад я подумал, что было бы неплохо делиться прочитанным с другими. Так появились «Обзоры препринтов». И все эти 10 лет я чувствую, что мне не хватает знаний и опыта, чтобы выделять все интересные работы. Сейчас в астрофизическом разделе появляется около 50 статей в день, то есть более 10 тыс. в год. Напомню, что астрономия — небольшая наука, да и не все работы попадают в Архив. Но даже в одном этом разделе порой трудно определиться, что на самом деле важно. А ведь это крайне существенно, если хочется иметь в голове стройную картину мира, пусть и с точки зрения одной области знания.

Многие ли из вас могут не просто перечислить всех нобелевских лауреатов за последние годы, не только назвать, за что им дали премии, но и внятно объяснить, почему эти открытия столь важны для нашего понимания устройства мира? Невозможность охватить научную картину мира становится проблемой не только для ученых. Развитие наукоемкого бизнеса требует от ключевых игроков (вообще не являющихся учеными) адекватного понимания перспектив развития науки. Для чиновников и политиков, принимающих решения по финансированию и организации научных исследований, также необходимо представлять себе адекватную научную картину. А еще есть журналисты, рассказывающие о науке, — им было бы важно лучше понимать, о чем они пишут или говорят.

Некоторые крупные компании проводят научно-популярные лекции для своих сотрудников. Это полезно, но вряд ли можно за пару часов действительно представить полную картину так, чтобы слушатели могли в дальнейшем опираться на эти знания. Таким образом, нужны инструменты, предназначенные для достаточно быстрого получения информации, которая позволила бы составить адекватную научную картину мира. То есть необходимы некие «научные картины мира под ключ».

Такой будущий инструмент должен принципиально отличаться от энциклопедии, так как линейное расположение большого количества информации оказывается «неподъемным». Кроме того, содержание нужно непрерывно обновлять — это возможно, если авторами является большая распределенная группа специалистов. Нужны новые подходы к представлению информации (с активным использованием кликабельной инфографики), к навигации. От имеющихся средств новое должно отличаться так же, как современные компьютерные игрушки — от первых «бродилок». Пользователю нужно предоставить возможность выбора уровня сложности, как по шкале специальных знаний, так и по шкале общих знаний, а также по типу решений, которые в итоге должны быть приняты. Такая система отличается от обычного научпопа, так как носит более прикладной характер, а не просто просветительский, образовательный или развлекательный.

Конечно, подобная «картина мира под ключ» не станет панацеей, но она сделает более осмысленным диалог между специалистами-исследователями и людьми, ответственными за принятие решений. Иначе мы рискуем оказаться в ситуации, когда «картина» является мозаикой из плохо связанных и подогнанных друг к другу элементов, охватить которую взглядом не дано уже никому.