Погодных землетрясений не бывает

Вспышка молнии в момент извержения вулкана Серро-Негро (Никарагуа) 12 апреля 1992 года. Фото: AFP/EAST NEWS

В своей новой книге профессор Билл Макгуайер, эксперт по геологическим рискам Лондонского университетского колледжа (Великобритания), утверждает, что незначительные климатические явления могут привести к катастрофическим геологическим изменениям. Климатолог Ирина Делюсина, научный сотрудник геологического факультета Калифорнийского университета в Дэвисе (США), в этом сомневается. Она побеседовала о гипотезах Макгуайера с коллегами по факультету.

Известны ли вам примеры геологических катастроф, землетрясений или вулканических извержений, которые были бы вызваны внешними процессами? Существуют ли исследования, подтверждающие, что энергии процессов, происходящих в океане и атмосфере, достаточно для того, чтобы инициировать геологические катаклизмы в земной коре?

Профессор Элдридж Мурс (Eldridge Moores), специалист по тектонике плит:
«Я не знаю ни одного землетрясения или извержения вулкана, которые были бы вызваны атмосферными и океаническими процессами. Более того, Геологическая служба США утверждает, что нет “погодных землетрясений”, потому что изменения давления в атмосфере значительно меньше, чем в лежащих в земле горных породах. Однако если землетрясение уже и так готово произойти, небольшого изменения давления может быть достаточно для того, чтобы его спровоцировать. Можно привести такой пример: когда водохранилище за плотиной загружается водой в первый раз, вес воды добавляет нагрузку на земную кору. Если стрессовая ситуация на дне водохранилища близка к критической точке, это может вызвать так называемое “резервуар-индуцированное” сейсмическое событие, толчок. Такой толчок может дать начало оползням, которые, в свою очередь, спровоцируют цунами на водохранилище. Но я не знаю ни одного сейсмического события на океаническом дне, которое было бы вызвано изменением атмосферного давления или увеличившимся давлением воды».

Выглядят ли гипотезы Макгуайера реалистичными?

Погодных землетрясений не бывает

Июнь 1991 года: Филиппинцы спасают свою жизнь после того, как на них обрушились сразу тайфун, селевые потоки, наводнение, землетрясение и извержение вулкана Пинатубо. Фото: AFP/EAST NEWS

Заслуженный профессор геофизики Кеннет Виросаб (Kenneth Verosub):
«Несколько моментов вызывают у меня недоверие. Многие явления, вызванные климатическими изменениями, которые описывает автор, теоретически возможны. Но он рассматривает относительно небольшие физические изменения, такие как увеличение атмосферных осадков, таяние вечной мерзлоты, подъем уровня моря, и преувеличивает размер событий на много порядков (может быть, в миллион раз в некоторых случаях) с целью «произвести» геологические катастрофы.

Например, как нетрудно подсчитать, подъем уровня моря на несколько сантиметров не изменит существенно давления на дно океана на глубине 6 км. Даже если речь пойдет о подъеме на метры. Похожая ситуация с таянием ледников в Альпах. Можно предположить, что растаявший грунт вызовет обрушение некоторых склонов, но очень трудно предсказать, где именно случится оползень.

Что особенно важно: если бы это была научная теория, это должно быть что-то такое, что мы можем проверить, подвергнуть тестированию. Но у нас нет возможности установить, каковы были землетрясения тысячи лет назад и чем они были вызваны. Существуют исследования по палеосейсмологии, но у нас нет достаточной статистики, чтобы привязать их к определенному периоду времени. Мы не можем определить, например, была ли особая сейсмическая активность в период резкой смены климата во время отступления последнего оледенения (примерно 15 тыс. лет назад), и даже если бы она была, то у нас нет доказательств, что именно изменения климата породили эту активность.

Если смотреть в будущее — как мы смогли бы определить, что 10 % роста оползней или землетрясений, или вулканических извержений были результатом климатических изменений? Возможно, они просто представляют собой нормальное статистическое распределение. Я не считаю подобные утверждения научными в прямом смысле этого слова, они написаны в стиле преувеличения, драматизации событий и их последствий».