ИОРШ АЛЕКСЕЙ/CARTOONBANK.RU
Как государство должно поддерживать инновации? Ответ на этот вопрос совсем не очевиден, если преодолеть «патерналистский» менталитет — представление о том, что за всё отвечает государство.
Кстати, в России государство по своей активности в финансировании исследований бизнеса перегнало большинство развитых стран мира. Разница как минимум пятикратная. Но только в финансировании, а не в его результатах. Выделяемые государством деньги становятся своего рода «пособием для инноваций». Которое именно что «дают». Его можно «освоить», отчитаться и получить еще. От «щедрого» государства. Таким образом, целью стала не сама деятельность, а получение средств для нее. Как следствие, исчезает стимул к какой-либо деятельности.
У государства есть любимый способ воздействия на ситуацию — принуждение. В том числе к инновациям. Примеров немало. В 2009 году был принят закон, по которому федеральные вузы могут быть учредителями малых инновационных компаний (а фактически — должны), но при этом должны и отчитываться за это. Результат: в массовом порядке вузы создают такие предприятия, в большинстве случаев внося в них символический капитал (до 20 тыс. руб.). Инноваций за такие деньги быть не может, но отчетность в полном порядке. Другой пример: крупные государственные компании должны сейчас писать программы инновационного развития, зная, что делать это придется, но не понимая, что от них требуется. В итоге инновации в России в значительном объеме — «бюджетные», проведенные «сверху вниз», а значит, «насаждаемые», а не рыночные.
Хорошие новости тоже есть. Последняя состоит в том, что в стране появляются не только просто инновационные компании, но и быстрорастущие. Их называют «газелями» — за быстрый старт и динамичное развитие. Это средние компании, чей рост основан преимущественно на инновациях. Оказалось, что в России удельный вес таких компаний выше, чем в странах Евросоюза, и возможно, у нас есть сегмент, который может обеспечить инновационный подъем. Может быть, даже наконец-то рывок. Но важная особенность отечественных «газелей» — они развивались самостоятельно и практически не были охвачены «благами» государства. Более того, вроде бы даже и не хотят их.
«Газели» — одно из подтверждений того, что многие «оазисы» инновационной активности в стране возникают совсем не там, где государство прилагает к этому особые усилия. Однако взоры так называемых институтов развития, различных органов исполнительной власти, фонда «Сколково» и прочих «поддерживающих» структур уже повернулись в сторону «газелей». И это тревожный симптом. Хотелось бы, чтобы среди «бюджетного инноваторства» оставалась и росла хотя бы одна группа, свободная от пристального внимания государства.