Украи́нцы, українці (укр.), Ukrainians (англ.), Ukrainer (нем.), Ukrainiens (франц.) ― титульная нацияУкраины, говорящая на украинскомязыке, принадлежащем восточнославянской подгруппе славянской группы индо-европейской языковой семьи. В украинском языке различаются северные, юго-западные и юго-восточные говоры. Всего в мире насчитывается порядка 45,74 млн украинцев, из которых большинство живет на Украине, странах СНГ и в Северной Америке. Украинцы являются третьим по численности славянским народом после русских и поляков. Согласно последней Всеукраинской переписи населения 2001 г., на Украине проживало 37 541 700 этнических украинцев, что составляло 77,8% населения[1]. Украинцы составляют подавляющее большинство на большей части территории Украины, исключая Крым и Восточную часть Украины, также в Харьковской и Донецкой областях значительную долю населения составляют русские. Основной религией традиционно является православие, официально принятое в Киеве еще в 988 г., а также греко- и римско-католическое вероисповедание. Для письма используется алфавит – свой вариант кириллицы. По антропологическому типу украинцы принадлежат к европеоидной расе с незначительной примесью монголоидных элементов.
Украинцы. Литография из книги: Pauli G.F.Ch. Description ethnographique des peuples de la Russie. Saint-Pétersbourg, 1862.
Наибольшее количество украинцев в дальнем зарубежье проживает в Канаде (1 млн 209 тыс. человек украинского происхождения, согласно переписи 2006 г.)[17] и в США (998,24 тыс. человек знали о своих украинских корнях, 0.3% от всего населения страны, 2008 г.)[18]. Далее по численности украинского населения следуют Польша (300 тыс.)[19], Италия (153,9 тыс. украинцев пребывало в Италии в 2008 г.)[20], Чехия (131,96 тыс. украинцев пребывало в Чехии в конце 2008 г.)[21], Аргентина (120 тыс.)[22], Бразилия (более 100 тыс.), Румыния (61,35 тыс., 0.3%, по переписи 2002 г.)[23], Португалия (53,4 тыс., 2008 г.)[24], Словакия (40 тыс., 1% населения по переписи 2001 г.)[25], Австралия (40 тыс.)[26], Франция (40 тыс.)[27], Великобритания (30 тыс.)[28], Сербия (25,2 тыс., 2000 г.), Германия (25 тыс.)[29], Израиль (≈ 20 тыс., главным образом члены смешанных украинско-еврейских семей)[30], Китай (20 тыс.), Парагвай (≈ 10 тыс.)[31], Уругвай (≈ 5 тыс.)[32].
С начала XIV в. в русских источниках встречается понятие Малая Русь, обозначавшее юго-западную Галицкую Русь. В грамоте от 1335 галицко-волынского князя, поляка по происхождению, принявшему православие, Юрия II (1323/5-1340) впервые употреблен титул dux totius Russiae Minoris (лат. "князь всея Малой Руссии"). Славист Н.С. Державин предположил, что данное название возникло по аналогии с Малой Польшей, со столицей в Кракове, в противоположность набирающему силу Московскому княжеству, сопоставляемому с Великой Русью[33]. До XVI в. в Московии понятие Малая Русь не использовалось, вместо него встречалось наименование Червонная Русь ("Красная Русь"), образованное от наименования древнего города Червень, остатки которого сопоставляются с городищем у польского села Чермно (польск. Czermno) в Люблинском воеводстве. В первой половине XVII в. в Московском государстве обычно использовались греческие термины Великая и Малая Росия (Ρωσία греч.). С конца XVII в. название Малая Россия приобретает форму этнонима - земли, населенной украинцами[34]. Этноним "малороссы" использовался вплоть до революции 1917, после которой он перестал употребляться в официальной речи, рассматриваясь как "великодержавно-шовинистический", но остался в речи литературной и частной.
Маковский К.Е. (1839-1915). "Запорожский казак", 1884. Сумской областной художественный музей (Украина)
В памятниках русской письменности в XI-XIV вв. употреблялись традиционные названия Русь, Русская земля, а жители назывались русины[35]. Еще в XVI-XVII вв. местное население Украины продолжало называть себя руськими. В XIII-XVIII вв. в документах Польши и Литвы население Украины именовалось русинами (Rusini польск.; Rutheni, Ruteni лат.). С XVIII в. в польском языке существует особое наименование для Украины и ее жителей - Ruś, rusin, ruski, в отличии от России и русских - Rosya, rosyanin, rosyjski[36]. После раздела Речи Посполитой в конце XVIII в. Западная Украина оказалась в составе Австро-Венгрии, в которой местное население продолжали именовать русинами или руснаками (Russinen немец.; rutének венгер.). Этноним русины или руськие был общим самоназванием местного населения Волыни, Галиции и Закарпатья вплоть до середины XX в., когда, после присоединения данных территории к Украинской ССР, на них распространилось и соответствующее самоназвание. В Закарпатье, в восточных районах Польши и Словакии, а также в Венгрии и Румынии, самоназвание русины (Русини укр.) употребляется еще и сейчас[37].
Во 2-й половине XVI - 1-й половине XVII вв. украинские казаки в документах Московского царства именовались черкасами. Последний этноним перешел и в современные им западноевропейские источники. Происхождение термина черкасы не ясно. По предположению киевского краеведа О.П. Знойко (1907-1988), он происходит от тюрского "чири-киши" (čiri kişi - “люди войска” - "вооруженный народ")[38]. Согласно гипотезе казахского филолога Х.Ш. Илиуфа, первоначально тюркским словосочетанием qyr qaz ("степной гусь") метафорически именовался воин-степняк, которые, как гуси, объединялись в стаи-отряды. Позднее к слову qaz ("гусь") был добавлен суффикс -aq, в результате чего возникло словосочетание qyr qazaq ("степной казак"). Определение qyr ("степной") могло опускаться как избыточное. Новое слово qazaq, утратив прямое значение, употреблялась для обозначения простых воинов, в отличие от представителей аристократов, которых называли ulan <- oglan ("юноша")[39]. Этноним черкасы, действительно, оказывался в источниках синонимом слова "казак" (тюркское kаzаk - "свободный человек, искатель приключений, бродяга"). Позднее распространению этнонима черкасы способствовало название города Черкассы в центре Украины, известного в летописях с 1395, вокруг которого селились казаки. После Переяславской Рады 1654 г. казаки чаще стали именоваться в документах “малороссийскими козаками”, хотя этноним черкасы использовался русским населением еще в XVIII в.
Начало новой эры: влияние ираноязычных племен скифов и сарматов на анторопогенез и отчасти на культуру жителей территории Украины.
Середина XII-вторая треть XIII вв.: постепенная ассимиляция "черных клобуков" (торков, берендеев и печенегов), кочевых тюркоязычных союзников киевских князей, поселенных в Поросье, на границе со степью для защиты от новых кочевников-половцев[45]. Черные клобуки даже рассматривались историком Н.М. Карамзиным (1766-1826) как предки украинских казаков, ведь в "Московском летописном своде" конца XV в. под 1152 г. читаем: "Все Черные Клобукы, еже зовутся Черкасы" [46], однако это - поздняя вставка XV века в "Свод", которая отражается современные составителю представления.
Гуцулы в путешествии. Рисунок с натуры Кароля Млодницкого (Karol Mlodnicki), 1872 г.
XIV-XV вв.: в период феодальной раздробленности Руси на основании единой древнерусской народности начинают складываться три восточнославянских народа: русские, украинцы и белорусы. Этому процессу способствовало политическое разделение территорий, некогда входивших в состав КиевскойРуси между Литвой, к которой перешла большая часть украинских земель, Польшей и Венгрией. Украинская народность складывалась на территории Киевского, Чернигово-Северского, Волынского княжеств в составе Великого княжества Литовского и Галицкого княжества в составе Королевства Польского.
XIV-XIX вв.: на основании особенностей исторического развития и географические различия различных областей Украины возникли локальные группы украинцев: литвины и полещуки - в Полесье, гуцулы - в горах Ивано-Франковской и Черновицкой области и в Раховском районе Закарпатья, бойки - в горах Львовской и Ивано-Франковской области и в Закарпатье, лемки - между реками Саном и Поплавой в Закарпатье, закарпатцы, буковинцы - в Черновицкой области[47].
Запорожский казак с головой турка на конце пики. Иллюстрации 1786 года из книги: Ригельман А. Летописное повествование о Малой России и ее народе и о казаках вообще. М., 1847. Рис. 22.
1489: первые упоминания о христианах-казаках, которые во время похода будущего польского короля Яна I Ольбрахта (1492-1501) на татар указали дорогу его войску в Подолье; в том же году отряды атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца напали на Таванскую переправу в низовье Днепра и, разогнав татарскую охрану, ограбили купцов[48].
XVI-XVII в.: складывание книжного староукраинского языка. В процессе польского господства складывается украинский устный язык среди сельского, обычно безграмотного, населения, в городах же сохраняется русский язык, сохранению которого способствует письменная культура[49].
Вторая половина XVI - первая половина XVII в.: после Люблинской унии 1569 г., которая объединила Польшу и Великое княжество Литовское в единое государство - Речь Посполитую (польск. Rzeczpospolita, букв.: "республика"), значительная части украинской знати ополячилась, а после принятия Брестской унии в 1596 г. с Римским папой - окатоличилась.
Репин И.Е. (1844-1930). "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1880-1891 гг. Государственный русский музей, Санкт-Петербург
Середина XVI в.-1775: в ходе борьбы с Речью Посполитой украинская народность консолидировалась вокруг Запорожской Сечи (укр. Запорізька Січ), основанной в 1553 г., ставшей политическим центром украинцев. Область Гетманщины вошла на правах автономии в состав России в 1654 г., что создало предпосылки для дальнейшего объединения украинских земель[50]. В 1773 г. Запорожская Сечь была ликвидирована по указу Екатерины II как источник беспорядков.
XVII в.: дальнейшая консолидация украинской народности на основании развития ремесла и торговли, центрами которых были города, пользовавшихся в Речи Посполитой магдебургским правом (Magdeburger Recht нем.), то есть средневековым местным самоуправлением.
XVII в.: переселение украинцев из находившегося под польским контролем Правобережья, а также из Поднепровья на восток и юго-восток, освоения ими пустовавших ранее степных земель, образования так называемой Слобожанщины (Слобідська Україна укр.), - в основном, на территории Харьковской и Сумской областей современной Украины.
XIX в.: сформировались три восточнославянские нации: украинцы, русские и белорусы. На основе среднеприднепровских говоров на рубеже XVIII-XIX вв. сформировался современный украинский (новоукраинский) литературный язык.
Последняя четверть XIX в. - начало XX в.: 1-я волна украинской эмиграции - массовая трудовая эмиграция в США, Бразилию, Канаду, а также в Сибирь (1905-1907 гг.), что было вызвано аграрной перенаселённостью украинских областей.
Солдаты Синежупанной дивизии армии Украинской народной республики, 1918 г.
1929-1931: коллективизации крестьянских хозяйств на Украине. В справке Отдела по спецпереселенцам ГУЛАГа ОГПУ указывалось, что в 1930-1931 гг. c территории Украины было выселено 63,72 тыс. семей с отправкой на спецпоселение на Севере и в Сибири[52].
1923-1933: процесс украинизации в УССР в рамках политики "коренизации" в национальных республиках СССР, ознаменовавшейся, в первую очередь, в повсеместном внедрении украинского языка и его изучения[53].
1930-1939: политика «пасификации» (лат. pacificatio - "умиротворение") украинского населения со стороны польского правительства. В ответ на политику «культурного подавления» по отношению к национальным меньшинствам со стороны польских властей, насаждения польских поселенцев в пограничных областях, усилились протестные действия Организации украинских националистов, вылившиеся летом 1930 г. в поджеги польских усадьб (2200 домов) и государственных учреждений. В ответ последовали репрессивные мере правительства против украинцев Галиции и Волыни с целью разоружения террористов. Отряды польской полиции и армии прочесали 800 сел, арестовав 5 тыс. человек, 4 тыс. покалечив, до 50 убив, сжегши около 500 домов, однако украинские националисты были ослаблены[54].
1932-1933: голод в западной части территории СССР, который по политическим мотивам Верховная Рада Украины в 2008 г. объявила голодомором - геноцидом украинского народа, повлекшего за собой гибель 2,6 млн украинцев[55].
Украинцы Полтавщины играют для немецких солдат в сентябре 1941 г. Фото из Федерального архива ФРГ (Bundesarchiv, Bild № 169-0161).
1939: присоединение Западной Украины (Восточной Галиции и Волыни) к УССР в составе СССР.
1940: присоединение Северной Буковины к УССР в составе СССР.
1941-1944: в ходе Великой Отечественной войны погибло свыше 5 млн жителей Украины, ок. 2 млн было угнано на работу в Германию. На территории Украины было разрушено около 700 городов и 28 тыс. сел. Свыше 10 млн человек остались без крова.
1943-1956: вооруженная деятельность Украинской повстанческой армии (УПА) - боевого крыла Организации украинских националистов (ОУН) - против вооруженных сил и администрации Польши и СССР. УПА особенно активно поддерживалась греко-католическим населением Закарпатья. Период активной деятельности УПА приходиться на 1943-1949 гг., тогда в 1949-1956 гг. осуществлялась подпольная борьба и террористические акты. В 1943-1945 гг. УПА также осуществляла этнические чистки, уничтожив около 100 тыс. живших на Западной Украине поляков, из них 36-80 тыс. жителей Волыни в 1943 г.[56]. УПА была распущена в начале сентября 1949 г. Последняя акция относится к 1956 г., а последний арест националистов был в Донецк в 1958 г. Стремясь ликвидировать социальную базу ОУН, советские власти в 1944-1949 гг. объявляли 6 амнистий для рядовых участников националистического движения. С февраля 1944 г. по июль 1945 г. этими предложениями воспользовалась 41 тыс. повстанцев, из которых 17 тыс. были, тем не менее, репрессированы[57]. Согласно советским официальным данным, за период 1944-1953 гг. украинские националисты уничтожили 30,6 тыс. человек, в том числе 5750 военных, 446 советских работников, 2590 тыс. бойцов отрядов самообороны. По подсчетам украинских историков, с 1944 по 1953 г. было убито 153 тыс. и арестовано 134 тыс. украинцев, считавшихся членами УПА, а 66 тыс. семей (ок. 240 тыс. человек) было выслано с Украины в Сибирь[58]. Последним националистом называл себя Илько Обершин, который провел 40 лет в лесу и покинул его в 1991 г. после провозглашения Украиной независимости[59]. 29 января 2010 г. президент Украины В.А. Ющенко (2005-2010) своим указом признал членов УПА борцами за независимость Украины.
Плакат, прославляющий УПА, у Бережанского районного военкомата Тернопольской области Украины (2009 г.).
1944-1951: "Обмен населением" между СССР и Польшей, в процессе которого этнические поляки отправлялись в Польшу, а украинцы, русские, белорусы и литовцы - в СССР. На 31 октября 1946 г. из УССР в Польшу было переселено 810,4 тыс. человек, а в УССР из Польши - 482 тыс. человек.
1944: присоединение к СССР, Закарпатья, переданного Герминией своей союзнице Венгрии после раздела оккупированной в 1939 г. Чехословакии, объединение практически всех украинских земель в составе УССР.
1945-1991: формирования единой "социалистической" украинской нации в составе советского народа СССР.
1947: Операция «Висла» (польск. Akcja Wisła) - военная операция польских сил на территории Жешувского воеводства ПНР, направленных на ликвидацию Украинской повстанческой армии и организационной сети Организации украинских националистов (бандеровского движения)- ОУН(б) - на территории ПНР, сопровождавшееся одновременным принудительным быстрым переселением в западные и северо-западные воеводства ПНР проживавших на юго-востоке Польши украинцев, которые составляли социальную базу для ОУН(б) и УПА. Всего в пять западных и северо-западных воеводств, бывших немецких земель Померании, отошедших к Польше после войны, было переселено 137,8 тыс. человек. Причём власти запрещали создание компактных украинских поселений, а обычно расселяли по 1-2 семьи в каждый населённый пункт (до 10% от всего населения), чтобы ускорить ополячивание. 3 августа 1990 г. парламент Польши осудил это насильственное переселение граждан Польши[60].
Украинская православная церковь около Кэтскилла (штат Нью-Йорк, США)
1991-2009: 4-я волна эмиграции украинцев - около 7 млн украинцев выехало за границу, из них 2 млн составляли женщины в возрасте до 35-ти лет. Согласно отчету госдепартамента США за 2007 г., Украина являлась источником и страной транзита для жертв торговли людьми, которых используют для предоставления сексуальных услуг и как рабочую силу в разных странах всем мире. В частности, украинок увозят в Россию, Польшу, Венгрию, Турцию, Объединенные Арабские Эмираты, Италию, Португалию и другие страны[61]. По данным Международной организации миграции, за период с 1991 г. по 2008 г. около 100 тыс. жителей Украины оказались жертвами торговли людьми[62]. 4,5 млн украинцев стало трудовыми эмигрантами, из которых 2 млн уехало в Россию, в Италию и США - по 500 тыс, 450 тыс. - в Польшу[63]. Основная масса трудовых мигрантов с Украины в России сосредоточена в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и нефтегазодобывающих районах Тюмени. После выходцев из Казахстана, трудовые мигранты с Украины занимают в России 2-е место. По подсчетам Международной организации по миграции, украинские трудовые мигранты в странах Европейского союза за 2007 г. переслали на Украину 27 млрд евро, что составило 8% от ВВП Украины[64].
Семья украинских крестьян у колодца. Рисунок Е.М. Карнеева (1780-1839) в книге: Rechberg K. Les peuples de la Russie, ou description des moeurs, usages et costumes des diverses nations de l'empire de Russie. T. I. Paris, 1812. Pl.1
Горленко В.Ф. Нариси з iторiї української етнографiї. Київ, 1964.
Горленко В.Ф., Бойко І.Д., Куницький О.С. Народна землеробська техніка українців. Київ, 1971.
Гонтаров Т.О. Народне харчування українців Карпат. Київ, 1979.
Гошко Ю.Г. Население україньских Карпат XV— XVIII ст. Київ, 1976.
Гошко Ю.Г. Народна архітектура Українських Карпат XV-XX ст. Київ, 1987.
Гошко Ю.Г. Звичаєве право населення Українських Карпат та Прикарпаття XIV-XIX ст. Львів, 1999.
Грицак Я. Формування модерної української нації XIX—XX ст. Київ, 1996.
Гуслистый К.Г. Вопросы истории Украины и этнического развития украинского народа (период феодализма). Киев, 1963.
Украинский шляхтич. Иллюстрации 1786 года из книги: Ригельман А. Летописное повествование о Малой России и ее народе и о казаках вообще. М., 1847. Рис. 18.
Гуслистый К.Г. До питання про утворення украïнськоï нацiï. Київ, 1967.
Гурчала I. Народне мистецтва Західних областей України. Київ, 1966.
Державин Н.С. Происхождение русского народа - великорусского, украинского, белорусского. Славяне в древности. М., 2010.
Дяченко В.Д. Антропологiчний склад україньского народу. Київ, 1965.
Етнографія Києва і Київщини: Традиції й сучасність/ За ред. В.Ф. Горленка. Київ, 1986.
Ефименко А.Я. История Украины и ее народа. Киев, 1992.
Железный А.И. Происхождение русско-украинского двуязычия в Украине. Киев, 1998.
Здоровега Н.I. Нариси народноï весiльноï обрядовостi на Украïнi. Киïв, 1974.
Кабузан В.М. Украинцы в мире: динамика численности и расселения. 20-е годы XVIII века - 1989 год. Формирование этнических и политических границ украинского этноса М., 2006.
Калиновский Г.И. Описание свадебных украинских простонародных обычаев, в Малой России и в Украинской губернии, також и в великороссийских слободах, населённых малороссиянами, употребляемых. СПб., 1772.
Кара-Васільєва Т. Українська вишивка: Альбом. Київ, 1993.
Колесса Ф.М. Огляд українсько-руської народної поезії. Львів, 1905.
Колесса Ф.М. Ритміка українських народних пісень. (Записки наукового товариства iм. Шевченка. Т. 69, 71-74, 76). Львів, 1906-07.
Колесса Ф.М. Українські народні думи у відношенні до пісень, віршів і походження голосінь. Т. 1-2. Львів, 1920-21.
Колесса Ф.М, Про генезу українських народних дум. (Записки наукового товариства iм. Шевченка. Т. 130-132). Львів, 1920-1922.
Колесса Ф.М. Українські народні пісні на переломі 17-18 вв. Львів, 1928.
Колесса Ф.М. Українська усна словесність. Львів, 1938.
Колесса Ф. М. Мелодiї українських народних дум. Київ, 1969.
Копчак С.I. Население україньского Прикарпаття (icторико-демографiчний нарис). Львив, 1974.
Косміна Т.В. Сільске житло Поділля. Кін. XIX-XX ст. Київ, 1980.
Костомаров Н.И. Две русские народности. Киев, 1991.
Кравець О.М. Сімейний побут i звичаї українського народу. Київ, 1996.
Кувеньова О.Ф. Громадський побут украïнського селянства. Київ, 1966.
Культура і побут населення України / Під ред. В.І. Наулко. Київ, 1993.
Курочкiн О.В. Новорiчнi свята українцiв: традицїi i сучаснiсть. Київ, 1978.
Макарчик С.А. Етнографія України. Львів, 1994.
Маланчук В. А. Iнтер'эр украïнського народного житла. Киïв, 1973.
Украинский полковник. Иллюстрации 1786 года из книги: Ригельман А. Летописное повествование о Малой России и ее народе и о казаках вообще. М., 1847. Рис. 4.
Матейко К.І. Український народний одяг. Київ, 1977.
Нариси історії архітектури Української РСР. Київ, 1957.
Народы Европейской части СССР. (Народы мира: этнографические очерки). Т. 1. М., 1964.
Наулко В.I. Етнiчний склад населения Української РСР. Київ, 1965.
Николаева Т. А. Украинская народная одежда: Среднее Поднепровье. Киев, 1988.
Очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX — начале XX вв. (Восточно-славянский этнографический сборник). М., 1956.
Плачинда С. Словарь древнеукраинской мифологии. Киев, 1993.
Плісецький М. Українські народні думи: Сюжет і образи. Киïв, 1994.
↑ Державин Н. С. Происхождение русского народа. М., 1944. С. 109; Агеева Р. А. Страны и народы: Происхождение названий. М., 1990. С. 141-142; Родословие галицких князей.
↑Прямчук С.Д. Русины — осколок Киевской Руси// Известия. Наука. 17.02.1999; Суляк С. Русины в истории: прошлое и настоящее// Русин: Международный исторический журнал. Кишинев, 2007. № 4 (10). С. 29-30.
↑ Знойко О.П. Міфи Київськоі землі та події стародавні. Київ, 1989.
↑ Илиуф Х.Ш. О происхождении некоторых этнонимов (киргиз, казак, черкес, алан, ясы, кайтак, кайсак, алаш, хакас, валах, цыган, дунган). 2-е изд. Семипалатинск, 2008.
Запорожский казак. Рисунок Е.М. Карнеева (1780-1839) в книге: Rechberg K. Les peuples de la Russie, ou description des moeurs, usages et costumes des diverses nations de l'empire de Russie. T. I. Paris, 1812.
↑ Северная Таврия - прилегающие к северу Крыма районы Таврической губернии, ограниченные с Запада низовьем Днепра и с Востока линией Запорожье - Бердянск.
↑ Torzecki R. Polacy i Ukraińcy: Sprawa ukraińska w czasie II wojny światowej na terenie II Rzeczypospolitej. Warszawa, 1993; Motyka G. Tak było w Bieszczadach: Walki polsko-ukraińskie 1943–1948. Warszawa, 1999; Przed akcją "Wisła" był Wołyń. Warszawa, 2000; Ільюшин І. Волинська трагедія 1943–1944 рр. Київ, 2003.
↑ Torzecki R. Polacy i Ukraińcy: Sprawa ukraińska w czasie II wojny światowej na terenie II Rzeczypospolitej. Warszawa, 1993; Шаповал Ю. ОУН і УПА на терені Польщі (1944-1947 рр.). Київ, 2000; Przed akcją "Wisła" był Wołyń. Warszawa, 2000.