Стоянка русского флота на Мадагаскаре в 1904-1905 гг.

Стоянка русского флота на Мадагаскаре в 1904-1905 имела место на пути 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием З.П. Рожественского на Дальний Восток к театру военных действий русско-японской войны.

Хронология

1904

4.12 (27.12 нов. ст.) Русская эскадра, обогнув Африку, перенесла в Индийском океане недельный шторм и подошла к восточному берегу Мадагаскара. Основные силы: флагман эскадренный броненосец "Князь Суворов", броненосцы "Император Александр III", "Бородино", "Орёл", "Ослябя"; крейсера "Аврора", "Адмирал Нахимов", "Дмитрий Донской", транспорты "Камчатка", "Анадырь", "Корея", "Малайя", "Метеор", судно спец. назначения "Роланд", госпитальное судно "Орёл".

16.12 (29.12. нов. ст.) Эскадра встала на якорь у острова Сент-Мари. Мадагаскарские туземцы приняли эскадру за французский флот, посланный наказать их за убийство двух офицеров колониальных войск, несколько деревень разбежались. Здесь получили известие о гибели 1-й Тихоокеанской эскадры в Порт-Артуре. Первоначальная задача экспедиции - усиление этой эскадры - утратила смысл.

1905

21.12.1904 (3.1.1905 нов. ст.) Эскадра снялась с якоря и отправилась на встречу с отрядом кораблей вице-адмирала Фелькерзама, шедшей на Мадагаскар через Суэцкий канал.

24.12.1904 (6.1.1905 нов. ст.) Эскадра соединилась с отрядом Фелькерзама: броненосцы "Сисой Великий" и "Наварин", крейсера "Светлана", "Жемчуг" и "Алмаз", миноносцы "Бедовый", "Бодрый", "Буйный". Объединенные силы переместились в бухту напротив острова Нуси-Бе в ожидании решения о дальнейших действиях эскадры. Миноносцы и транспорты периодически наносили визиты в порты Диего-Суарес и Мадзунга (Маюнга). Вспомогательные крейсера "Кубань", "Урал" и "Терек" присоединились в канун Нового года.

2.1.1905 (15.1.1905 нов. ст.) Решено дожидаться подхода крейсеров "Олег" и "Изумруд", достраивавшихся в Кронштадте; кроме них, в отряд под флагом Добротворского входили миноносцы "Громкий" и "Грозный".

1.2 (14.2. нов. ст.) Отряд Добротворского прибыл в Нуси-Бе.

3.3 (16.3. нов. ст.) Эскадра общей численностью 45 кораблей оставила Нуси-Бе и отправилась через Индийский океан с задачей прорваться во Владивосток и уничтожить силы японского флота, если они попытаются помешать. Итогом похода было Цусимское сражение, печальный исход которого личный состав эскадры предчувствовал ещё в Нуси-Бе.

Последствия стоянки

  • Отдых для противника. Длительная стоянка у Мадагаскара окончательно уничтожила шансы русской эскадры на прорыв во Владивосток, дав японцам время отремонтировать и перевооружить свои корабли, потрепанные за год боевых действий у Порт-Артура.

  • Потеря скорости. За время стоянки в тропических водах днища кораблей обросли ракушками и водорослями (так называемой "бородой"). Это существенно сказалось на скорости. В ходе Цусимского сражения русские корабли маневрировали со средней скоростью 10 узлов, а японские - 15 узлов. Японцы встретили русский флот, очистив днища от растительности и ракушек в доках.

  • Падение дисциплины. Повальное пьянство и картеж охватили эскадру, томившуюся от скуки и неизвестности. Из-за поведения нижних чинов на берегу адмирал Рожественский имел объяснения с губернатором.

  • Людские потери. На подходе к Мадагаскару на "Ослябя" умер кочегар; за время стоянки умерло 3 матроса от болезней и солнечных ударов; на разведчике "Урал" упавшей стрелой крана убило прапорщика и смертельно ранило лейтенанта; на "Бородино" задохнулись газами 2 матроса; на миноносце "Блестящий" при спуске шлюпки погибло 3 матроса; на госпитальном судне "Орел" умер кондуктор; на крейсере "Дмитрий Донской" случайно застрелен матрос; всего погибло 12 чел. Также на броненосце "Орёл" помешались матрос и прапорщик. За дисциплинарные нарушения было отправлено в Россию несколько десятков человек.

  • Нахождение под наблюдением противника Японские шпионы без труда изучали русский флот, находившийся на нейтральной территории; в качестве торговцев проникали даже на флагманский корабль.

  • Отсутствие учений Поскольку снаряды для учебных стрельб были отправлены во Владивосток поездом, пришлось отменить учения из-за недостатка навыка в стрельбе. 31 января при единственных учебных стрельбах снаряд с броненосца "Князь Суворов" попал в крейсер "Дмитрий Донской". Эскадра также не умела маневрировать: в ходе перестроений "Император Александр III" и "Бородино" столкнулись бортами.

Литература

  1. Новиков-Прибой А.С. "Цусима", часть третья
  2. Чегодаев-Саконский А.П. На "Алмазе" (от Либавы через Цусиму во Владивосток). Глава 3. Стоянка в Носи-Бе
  3. Игорь Бунич. Долгая дорога на Голгофу. Москва, 2004
  4. От Либавы до Цусимы. Письма к жене флагманского корабельного инженера 2-й Тихоокеанской эскадры Евгения Сигизмундовича Политовского. Посмертное издание. Санкт-Петербург, 1906.

--MShifrin 15:14, 2 августа 2006 (MSD)

К этой странице обращались 15 543 раз(а).