Версия 03:13, 16 декабря 2006 (править)
Axenophontov (Обсуждение | вклад)

← К предыдущему изменению
Текущая версия (03:52, 11 марта 2009) (править)
Axenophontov (Обсуждение | вклад)
("Вокруг света")
 
Строка 1: Строка 1:
-== Сочинения ==+[[Изображение:Wilbur Wright.jpg|right|thumbnail|250px|Уилбур Райт]]
-<ref></ref>+<p align=justify> '''Уилбер (Уилбур) Райт''', Wilbur Wright ([[английский язык|англ.]]) (родился [[16 апреля]] [[1867]] в [[Мелвилл]]е, штат [[Индиана, штат США|Индиана]], [[США]]; умер от брюшного тифа [[30 мая]] [[1912]] в [[Дейтон]]е, штат [[Огайо, штат США|Огайо]])— старший из братьев Райт, совершивших первый полет на аэроплане с двигателем внутреннего сгорания [[17 декабря]] [[1903]].</p>
-== Цитаты ==+
-== Ссылки ==+== Детство и юность ==
-* +<p align=justify> Уилбур Райт<ref> Мальчик был назван в честь [[Сандерс, Уилбур Фиске|Уилбура Фиске Сандерса]] (1834 — 1905), члена Конгресса [[США]] ([http://bioguide.congress.gov/scripts/biodisplay.pl?index=S000039 Биографический указатель членов Конгресса США])</ref> был третьим ребенком в многодетной семье священнослужителя, где, помимо его знаменитого брата — [[Райт, Орвилл|Орвилла Райта]], было еще 5 детей. Отец Уилбура — ''Мильтон Райт'' - был пастором церкви Объединенного Братства Евангелистов во Христе, профессором теологии, издателем церковной газеты и избранным епископом; мать — ''Сьюзан Катарина Кернер'' - получила высшее образование в Хартвилль колледже, где добилась особенных успехов в литературе и математике. Уилбур отучился в Высшей школе Ричмонда, штат [[Индиана, штат США|Индиана]], но, несмотря на превосходные успехи так и не получил диплома, потому что семья переехала в [[Дейтон]], штат [[Огайо, штат США|Огайо]] ([[1884]]), где он также прошел несколько подготовительных курсов в Центральной высшей школе, собираясь поступать в дальнейшем в [[Йельский университет]]. Однако его намерениям не суждено было осуществиться вследствие несчастного случая, когда во время игры в хоккей зимой [[1885]] — [[1886]] он получил травму лица. И хотя сама по себе травма была не столь серьезной, она вызвала нервное расстройство и как следствие — болезнь сердца. Это заболевание вынудило Уилбура постоянно оставаться дома. Прежде довольно уверенный в себе человек, Уилбур простился с идеей поступления в [[Йельский университет|Йель]] и совершенно отгородился от внешнего мира, проводя много времени в библиотеке своего отца и ухаживая за больной туберкулезом матерью вплоть до ее смерти в [[1889]].</p>
-=== Сочинения ===+== Увлечение воздухоплаванием ==
 +<p align=justify> Вскоре Уилбур присоединился к брату, став его напарником сначала в издательском бизнесе ([[1889]]), а затем в компании по ремонту, сборке и продаже велосипедов ([[1896]]). В это время братья по настоящему увлеклись воздухоплаванием, интерес к которому пробудился еще в детстве, когда отец подарил им игрушечный вертолет, основанный на изобретении француза ''Альфонса Пено''. Основываясь на работах немецкого инженера [[Лилиенталь, Отто|Отто Лилиенталя]] ([[1848]] — [[1896]]), сконструировавшего несколько летательных аппаратов, и американского инженера [[Шанут, Октав|Октава Шанута]], а также на испытаниях беспилотного планера американского физика [[Лэнгли, Сэмюэль|Сэмюэлем Лэнгли]] ([[1896]]), братья занялись изучением проблем управляемого полета. В [[1899]] Уилбур Райт разработал систему гоширования - искривления крыла, которая позволяла управлять движением летучего змея или планера. С [[1899]] до [[1903]] братья [[Райт]] путем проб и ошибок, используя построенную ими аэродинамическую трубу, испытали в ''Китти-Хок'', штат [[Северная Каролина, штат США|Северная Каролина]], несколько планеров, способных поднять в воздух человека.</p>
-===О ===+== Постройка аэроплана с двигателем ==
 +<p align=justify> К началу ХХ века уже существовали двигатели внутреннего сгорания, но они были слишком тяжелыми и [[братья Райт]] с помощью механика ''Чарли Тейлора'' зимой [[1902]] — [[1903]] разработали свою конструкцию двигателя и деревянного пропеллера. Первый авиационный мотор получился даже более мощным, чем рассчитывали его создатели (16 л.с.), но все равно этого было недостаточно, чтобы аэроплан мог подняться в воздух. Для облегчения взлета аэроплан решили установить на специальную тележку, которую по рельсам разгоняла бы команда помощников. Морозным утром [[17 декабря]] [[1903]] самолет, названый [["Флайер"]] ("Летун"), впервые поднялся в воздух в ''Китти-Хок'', штат [[Северная Каролина, штат США|Северная Каролина]], под управлением [[Райт, Орвилл|Орвилла]]. Самолет пролетел 12 секунд и покрыл расстояние всего в 39 м. В тот же день было совершено 4 полета и в последний раз самолетом управлял уже Уилбур Райт: полет длился 59 секунд, а аппарат пролетел 279 м на высоте до 14 м. В тот же день налетевший шквал перевернул стоявший на земле [["Флайер"]]. Детали двигателя пошли на создание следующей модели мотора <ref> Впоследствии [[Райт, Орвилл|Орвилл Райт]] восстановил самолет и показывал его в [[США]], хотя аппарат больше уже не использовался для полетов. Ныне он находится в Национальном аэрокосмическом музее [[Смитсоновский институт|Смитсоновского института]] в [[Вашингтон]]е (с [[1948]])</ref>.</p>
 + 
 +== Триумф и конец жизни ==
 +<p align=justify> На протяжении [[1904]] — [[1905]] братья совершенствовали свой самолет, но, опасаясь кражи деталей своих разработок <ref> [[Братья Райт]] подали заявку на получение патента своего изобретения еще в [[1903]], но смогли его получить только в [[1906]] (Патент #821,393), который подразумевал не самолет с двигателем, а новый способ управления планером ([http://patimg2.uspto.gov/.piw?Docid=00821393&homeurl=http%3A%2F%2Fpatft.uspto.gov%2Fnetacgi%2Fnph-Parser%3FSect1%3DPTO1%2526Sect2%3DHITOFF%2526d%3DPALL%2526p%3D1%2526u%3D%25252Fnetahtml%25252FPTO%25252Fsrchnum.htm%2526r%3D1%2526f%3DG%2526l%3D50%2526s1%3D0821393.PN.%2526OS%3DPN%2F0821393%2526RS%3DPN%2F0821393&PageNum=&Rtype=&SectionNum=&idkey=NONE&Input=View+first+page Патент США #821,393]) </ref>, несколько раз ([[1906]] — [[1907]]) отказывались совершать публичные полеты без заранее подписанного контракта. Только в [[1908]], подписав контракт с французской компанией и армией [[США]], они возобновили демонстрации. Уилбур отправился во [[Франция|Францию]], где [[8 августа]] [[1908]] совершил публичный полет около города [[Ле-Ман]]. Хотя полет длился всего 1 минуту 45 секунд, возможность самолета поворачивать и кружить поразила не только французских зрителей, но даже пионеров французской авиации. Этот полет мгновенно прославил [[братья Райт|братьев Райт]] и в следующие несколько лет они совершили множество публичных полетов во [[Франция|Франции]] и [[Италия|Италии]]. По возвращении в [[США]] [[братья Райт]] и их сестра Катарина были приглашены в [[Белый дом]], где получили награду от президента [[Тафт, Уильям Говард|Тафта]]. [[4 октября]] [[1909]] во время празднеств в [[Нью-Йорк]]е Уилбур Райт совершил 33 минутный полет над городом, облетев вокруг [[Статуя Свободы|Статуи Свободы]]. Это был настоящий триумф достижений [[братья Райт|братьев Райт]] в [[США]].</p>
 + 
 +<p align=justify> Успешные полеты заставили правительство [[США]] подписать с братьями контракт на поставку самолетов для военного министерства. Однако публичные демонстрации позволили многим другим скопировать изобретение и [[братья Райт]] были вынуждены отстаивать свои права в суде. Особенно продолжительной была тяжба с ''Гленном Кертисом'', которая подорвала здоровье Уилбура. В [[1912]] он заразился брюшным тифом и умер в возрасте 45 лет. [[Орвилл Райт]], продавший в [[1916]] свои финансовые интересы авиационной компании, дожил до [[1948]]. Братья никогда не были женаты и потомков они не оставили.</p>
 + 
 +== Цитаты ==
 +* Я не могу обеспечивать жену и летательный аппарат.
 + 
 +== Ссылки ==
 +* [http://www.nasm.si.edu/wrightbrothers/who/1859/wilbur.cfm Биография Уилбура Райта на портале Смитсоновского института]
 +* [http://www.wwbirthplace.com/ Музей Уилбура Райта]
 +* [http://www.wright-brothers.org/ Авиционная компания братьев Райт и музей пионеров авиации]
 +* [http://www.fi.edu/wright/collection/index.html Коллекция аэродинамических конструкций братьев Райт в Франклиновском институте]
 +* [http://www.nps.gov/wrbr/ Мемориал в Китти-Хок, посвященный полету аэроплана братьев Райт]
-== Литература ==+== "Вокруг света" об Уилбуре Рате==
 +'''Статьи'''
 +* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/610/ Ноябрь 2003 Хозяева небес] (история воздухоплавания)</p>
 +* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2657/ Апрель 2006 На небо под винтом] (об истории воздухоплавания)</p>
-== "Вокруг света" о ==+'''Материалы "Телеграфа"'''
 +* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/technics/506/ 17.12.2007 Первые люди над землей] (история испытания и первого полета [["Флайер"|"Флайера"]])</p>
==Примечания== ==Примечания==
<references/> <references/>
 +--[[Участник:Axenophontov|Axenophontov]] 08:43, 17 декабря 2006 (MSK)

Текущая версия

Уилбур Райт
Увеличить
Уилбур Райт

Уилбер (Уилбур) Райт, Wilbur Wright (англ.) (родился 16 апреля 1867 в Мелвилле, штат Индиана, США; умер от брюшного тифа 30 мая 1912 в Дейтоне, штат Огайо)— старший из братьев Райт, совершивших первый полет на аэроплане с двигателем внутреннего сгорания 17 декабря 1903.

Содержание

Детство и юность

Уилбур Райт[1] был третьим ребенком в многодетной семье священнослужителя, где, помимо его знаменитого брата — Орвилла Райта, было еще 5 детей. Отец Уилбура — Мильтон Райт - был пастором церкви Объединенного Братства Евангелистов во Христе, профессором теологии, издателем церковной газеты и избранным епископом; мать — Сьюзан Катарина Кернер - получила высшее образование в Хартвилль колледже, где добилась особенных успехов в литературе и математике. Уилбур отучился в Высшей школе Ричмонда, штат Индиана, но, несмотря на превосходные успехи так и не получил диплома, потому что семья переехала в Дейтон, штат Огайо (1884), где он также прошел несколько подготовительных курсов в Центральной высшей школе, собираясь поступать в дальнейшем в Йельский университет. Однако его намерениям не суждено было осуществиться вследствие несчастного случая, когда во время игры в хоккей зимой 1885 — 1886 он получил травму лица. И хотя сама по себе травма была не столь серьезной, она вызвала нервное расстройство и как следствие — болезнь сердца. Это заболевание вынудило Уилбура постоянно оставаться дома. Прежде довольно уверенный в себе человек, Уилбур простился с идеей поступления в Йель и совершенно отгородился от внешнего мира, проводя много времени в библиотеке своего отца и ухаживая за больной туберкулезом матерью вплоть до ее смерти в 1889.

Увлечение воздухоплаванием

Вскоре Уилбур присоединился к брату, став его напарником сначала в издательском бизнесе (1889), а затем в компании по ремонту, сборке и продаже велосипедов (1896). В это время братья по настоящему увлеклись воздухоплаванием, интерес к которому пробудился еще в детстве, когда отец подарил им игрушечный вертолет, основанный на изобретении француза Альфонса Пено. Основываясь на работах немецкого инженера Отто Лилиенталя (1848 — 1896), сконструировавшего несколько летательных аппаратов, и американского инженера Октава Шанута, а также на испытаниях беспилотного планера американского физика Сэмюэлем Лэнгли (1896), братья занялись изучением проблем управляемого полета. В 1899 Уилбур Райт разработал систему гоширования - искривления крыла, которая позволяла управлять движением летучего змея или планера. С 1899 до 1903 братья Райт путем проб и ошибок, используя построенную ими аэродинамическую трубу, испытали в Китти-Хок, штат Северная Каролина, несколько планеров, способных поднять в воздух человека.

Постройка аэроплана с двигателем

К началу ХХ века уже существовали двигатели внутреннего сгорания, но они были слишком тяжелыми и братья Райт с помощью механика Чарли Тейлора зимой 1902 — 1903 разработали свою конструкцию двигателя и деревянного пропеллера. Первый авиационный мотор получился даже более мощным, чем рассчитывали его создатели (16 л.с.), но все равно этого было недостаточно, чтобы аэроплан мог подняться в воздух. Для облегчения взлета аэроплан решили установить на специальную тележку, которую по рельсам разгоняла бы команда помощников. Морозным утром 17 декабря 1903 самолет, названый "Флайер" ("Летун"), впервые поднялся в воздух в Китти-Хок, штат Северная Каролина, под управлением Орвилла. Самолет пролетел 12 секунд и покрыл расстояние всего в 39 м. В тот же день было совершено 4 полета и в последний раз самолетом управлял уже Уилбур Райт: полет длился 59 секунд, а аппарат пролетел 279 м на высоте до 14 м. В тот же день налетевший шквал перевернул стоявший на земле "Флайер". Детали двигателя пошли на создание следующей модели мотора [2].

Триумф и конец жизни

На протяжении 1904 — 1905 братья совершенствовали свой самолет, но, опасаясь кражи деталей своих разработок [3], несколько раз (1906 — 1907) отказывались совершать публичные полеты без заранее подписанного контракта. Только в 1908, подписав контракт с французской компанией и армией США, они возобновили демонстрации. Уилбур отправился во Францию, где 8 августа 1908 совершил публичный полет около города Ле-Ман. Хотя полет длился всего 1 минуту 45 секунд, возможность самолета поворачивать и кружить поразила не только французских зрителей, но даже пионеров французской авиации. Этот полет мгновенно прославил братьев Райт и в следующие несколько лет они совершили множество публичных полетов во Франции и Италии. По возвращении в США братья Райт и их сестра Катарина были приглашены в Белый дом, где получили награду от президента Тафта. 4 октября 1909 во время празднеств в Нью-Йорке Уилбур Райт совершил 33 минутный полет над городом, облетев вокруг Статуи Свободы. Это был настоящий триумф достижений братьев Райт в США.

Успешные полеты заставили правительство США подписать с братьями контракт на поставку самолетов для военного министерства. Однако публичные демонстрации позволили многим другим скопировать изобретение и братья Райт были вынуждены отстаивать свои права в суде. Особенно продолжительной была тяжба с Гленном Кертисом, которая подорвала здоровье Уилбура. В 1912 он заразился брюшным тифом и умер в возрасте 45 лет. Орвилл Райт, продавший в 1916 свои финансовые интересы авиационной компании, дожил до 1948. Братья никогда не были женаты и потомков они не оставили.

Цитаты

  • Я не могу обеспечивать жену и летательный аппарат.

Ссылки

"Вокруг света" об Уилбуре Рате

Статьи

Материалы "Телеграфа"

Примечания

  1. Мальчик был назван в честь Уилбура Фиске Сандерса (1834 — 1905), члена Конгресса США (Биографический указатель членов Конгресса США)
  2. Впоследствии Орвилл Райт восстановил самолет и показывал его в США, хотя аппарат больше уже не использовался для полетов. Ныне он находится в Национальном аэрокосмическом музее Смитсоновского института в Вашингтоне (с 1948)
  3. Братья Райт подали заявку на получение патента своего изобретения еще в 1903, но смогли его получить только в 1906 (Патент #821,393), который подразумевал не самолет с двигателем, а новый способ управления планером (Патент США #821,393)

--Axenophontov 08:43, 17 декабря 2006 (MSK)

К этой странице обращались 18 711 раз(а).