Версия 14:57, 15 марта 2011 (править)
MShifrin (Обсуждение | вклад)

← К предыдущему изменению
Версия 15:39, 15 марта 2011 (править)
MShifrin (Обсуждение | вклад)

К след. изменению →
Строка 6: Строка 6:
<p align="justify">Именем Пржевальского названы ледник на Алтае, хребет в Куньлуне, многие виды растений и животных, в том числе лошадь Пржевальского.</p> <p align="justify">Именем Пржевальского названы ледник на Алтае, хребет в Куньлуне, многие виды растений и животных, в том числе лошадь Пржевальского.</p>
<p align="justify">Пржевальский был избран почетным членом многих европейских академий и награжден их наградами. </p> <p align="justify">Пржевальский был избран почетным членом многих европейских академий и награжден их наградами. </p>
- 
- 
== Цитаты == == Цитаты ==
- +* <p align="justify">Вообще розог немало мне досталось в ранней юности, потому что я был препорядочный сорванец, так что бывшие в гостях деревенские соседи обыкновенно советовали моей матери отправить меня, со временем, на Кавказ, на службу.</p>
- +* <p align="justify">Но моя счастливая звезда всегда, во всех случаях жизни, с самого детства, меня вывозила, и я верю в свое счастье – оно не даст мне погибнуть, не совершив всего мне предназначенного.</p>
 +* <p align="justify">На историю надо смотреть, как на зеркало, в котором отражаются все глупости человеческие.</p>
 +* <p align="justify">Блага (цивилизации) сводятся главным образом к тому, что горькие пилюли нашего существования преподносятся в капсулах или под разными соусами, не говоря уже про уничтожение всех иллюзий, которыми только жизнь и красна. По-моему, умственная ограниченность – одно из непрменных условий продолжительности личного счастья.</p>
 +* <p align="justify">Из года в год всё хуже и хуже ещё потому, что теперь подрастает молодое поколение, народившееся в эпоху всеобщего российского одурения. В общественной жизни в деревне такая неурядица, такие беззакония и такое торжество порока, каких нигде я не встречал в самых диких ордах Центральной Азии.</p>
 +* <p align="justify">Цивилизованный комфорт, даже при больших материальных средствах, здесь невозможен; никакие деньги не переменят соленой воды не пресную, не уберегут от жаров, морозов и пыльных бурь, от грязи, а иногда и от паразитов. В самом себе должен искать путешественник сил для борьбы со всеми этими невзгодами, а не стараться избавиться от них разными паллиативными средствами.</p>
 +* <p align="justify">Каменные тюрьмы – называемые домами, изуродованная жизнь – жизнью цивилизованною, мерзость нравственная – тактом житейским называемая, продажность, бессердечие, беспечность, разврат, словом все гадкие инстинкты человека, правда, прикрашенные тем или другим способом, фигурируют и служат главными двигателями во всех слоях общества от низшего до высшего. Могу сказать только одно, что в обществе, подобном нашему, очень худо жить человеку с душой и сердцем. </p>
 +* <p align="justify">При том же я привык пребывать на заоблачных высотах, оттого, вероятно, мне и не нравится жить в Петербурге… В нашей здешней жизни мало утешительного. Простой народ развращен вконец, пьянство и мошенничество – нормальные состояния нравственности, честность и трезвость – редкие исключения.</p>
 +* <p align="justify">В Центральной же Азии у меня много оставлено потомства – не в прямом, конечно, смысле, а в переносном: Лобнор, Кукунор, Тибет и прочее – вот мои детища.</p>
 +* <p align="justify">Как вольной птице трудно жить в клетке, так и мне не ужиться среди «цивилизации», где каждый человек, прежде всего, раб условий общественной жизни. Но простор пустыни – вот о чем я день и ночь мечтаю. Дайте мне горы золота, я за них не продам своей дикой свободы.</p>
 +* <p align="justify">При всех четырех здесь путешествиях мне постоянно приходилось быть свидетелем большой симпатии и уважения, каким пользуется имя русское среди туземцев, за исключением лишь Тибета, где нас мало знают, зато среди других народностей Центральной Азии их стремления к России достигают весьма высокой степени.</p>
== Сочинения == == Сочинения ==
* [http://az.lib.ru/p/przhewalxskij_n_m/text_0050.shtml Путешествие в Уссурийском крае 1867—1869 гг., СПБ, 1870; переизд., М., 1947] * [http://az.lib.ru/p/przhewalxskij_n_m/text_0050.shtml Путешествие в Уссурийском крае 1867—1869 гг., СПБ, 1870; переизд., М., 1947]
Строка 17: Строка 24:
* [http://az.lib.ru/p/przhewalxskij_n_m/text_0070.shtml Из Зайсана через Хами в Тибет и на верховья Желтой реки, СПБ, 1883; переизд., М., 1948] * [http://az.lib.ru/p/przhewalxskij_n_m/text_0070.shtml Из Зайсана через Хами в Тибет и на верховья Желтой реки, СПБ, 1883; переизд., М., 1948]
* [http://az.lib.ru/p/przhewalxskij_n_m/text_0060.shtml От Кяхты на истоки Желтой реки. Исследование северной окраины Тибета и путь через Лобнор по бассейну Тарима, СПБ, 1888; переизд., М., 1948] * [http://az.lib.ru/p/przhewalxskij_n_m/text_0060.shtml От Кяхты на истоки Желтой реки. Исследование северной окраины Тибета и путь через Лобнор по бассейну Тарима, СПБ, 1888; переизд., М., 1948]
- +== Литература ==
-Литература:+
* [http://militera.lib.ru/bio/dubrovin_nf1/index.html Дубровин Н.Ф. Николай Михайлович Пржевальский . СПБ, 1890] * [http://militera.lib.ru/bio/dubrovin_nf1/index.html Дубровин Н.Ф. Николай Михайлович Пржевальский . СПБ, 1890]
- 
- 
== "Вокруг света" о Николае Михайловиче Пржевальском == == "Вокруг света" о Николае Михайловиче Пржевальском ==
'''Статьи''' '''Статьи'''
 +* [http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3685/ Август 1987 Дом великого следопыта] (музей Пржевальского в селе Пржевальское, быв. Слобода, в [[Смоленская область|Смоленской области]])
 +* [http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4171/ Июль 1989 Мечта о Лхасе] (жизнь [[Козлов, Пётр Кузьмич|Петра Кузьмича Козлова]], воспитанника, ученика и соратника Пржевальского)
 +Материалы "Телеграфа"
 +* [http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/820/ 18.12.2008 Предки диких лошадей жили в неволе] (реинтродукция лошади Пржевальского в дикой природе)
== Примечания == == Примечания ==
<references/> <references/>

Версия 15:39, 15 марта 2011

Николай Михайлович Пржевальский в 1880-е годы
Увеличить
Николай Михайлович Пржевальский в 1880-е годы

Николай Михайлович Пржевальский (родился 12 апреля, 31 марта по старому стилю 1839 в деревне Кимборово, ныне в Починковском районе Смоленской области; умер 1 ноября, 20 октября по старому стилю 1888 в городе Каракол [1] Семиреченской области, ныне в Иссык-Кульской области Киргизии) – русский географ, этнограф, исследователь Центральной Азии, генерал-майор.

Окончив в 1855 году Смоленскую гимназию, поступил на военную службу, и в 1856 году произведён в офицеры. В 1863 году окончил Академию Генерального Штаба и направлен преподавателем истории и географии в Варшавское юнкерское училище. В 1867 году переведен в Николаевск и командирован на два года для изучения Уссурийского края. Его работа "Об инородческом населении в южной части Приморской области" была удостоена серебряной медали Русского Географического общества.

Главным делом жизни Пржевальского стали 4 путешествия в не изученные европейцами районы Центральной Азии (на территории современных Китая и Монголии), соответственно в 1871-1873, 1876-1877, 1879-1881, 1883-1886 годах. Были исследованы горные системы Куньлуня, хребтов Северного Тибета, бассейны озёр Лобнор и Кукунор, истоки реки Хуанхэ.

Все исследования Пржевальского проводились по разработанной им программе, включающей военно-глазомерную съемку, астрономическое определение широт (а в последнем путешествии и долгот) важнейших пунктов, барометрические определения высот, метеорологические наблюдения , изучение флоры и фауны с составлением на месте богатейших коллекций. Этнографические наблюдения дополнялись рисунками, а в последнем путешествии – и фотографиями. В общей сложности Пржевальский во время своих экспедиций преодолел расстояние в 30 тысяч километров.

Именем Пржевальского названы ледник на Алтае, хребет в Куньлуне, многие виды растений и животных, в том числе лошадь Пржевальского.

Пржевальский был избран почетным членом многих европейских академий и награжден их наградами.

Содержание

Цитаты

  • Вообще розог немало мне досталось в ранней юности, потому что я был препорядочный сорванец, так что бывшие в гостях деревенские соседи обыкновенно советовали моей матери отправить меня, со временем, на Кавказ, на службу.

  • Но моя счастливая звезда всегда, во всех случаях жизни, с самого детства, меня вывозила, и я верю в свое счастье – оно не даст мне погибнуть, не совершив всего мне предназначенного.

  • На историю надо смотреть, как на зеркало, в котором отражаются все глупости человеческие.

  • Блага (цивилизации) сводятся главным образом к тому, что горькие пилюли нашего существования преподносятся в капсулах или под разными соусами, не говоря уже про уничтожение всех иллюзий, которыми только жизнь и красна. По-моему, умственная ограниченность – одно из непрменных условий продолжительности личного счастья.

  • Из года в год всё хуже и хуже ещё потому, что теперь подрастает молодое поколение, народившееся в эпоху всеобщего российского одурения. В общественной жизни в деревне такая неурядица, такие беззакония и такое торжество порока, каких нигде я не встречал в самых диких ордах Центральной Азии.

  • Цивилизованный комфорт, даже при больших материальных средствах, здесь невозможен; никакие деньги не переменят соленой воды не пресную, не уберегут от жаров, морозов и пыльных бурь, от грязи, а иногда и от паразитов. В самом себе должен искать путешественник сил для борьбы со всеми этими невзгодами, а не стараться избавиться от них разными паллиативными средствами.

  • Каменные тюрьмы – называемые домами, изуродованная жизнь – жизнью цивилизованною, мерзость нравственная – тактом житейским называемая, продажность, бессердечие, беспечность, разврат, словом все гадкие инстинкты человека, правда, прикрашенные тем или другим способом, фигурируют и служат главными двигателями во всех слоях общества от низшего до высшего. Могу сказать только одно, что в обществе, подобном нашему, очень худо жить человеку с душой и сердцем.

  • При том же я привык пребывать на заоблачных высотах, оттого, вероятно, мне и не нравится жить в Петербурге… В нашей здешней жизни мало утешительного. Простой народ развращен вконец, пьянство и мошенничество – нормальные состояния нравственности, честность и трезвость – редкие исключения.

  • В Центральной же Азии у меня много оставлено потомства – не в прямом, конечно, смысле, а в переносном: Лобнор, Кукунор, Тибет и прочее – вот мои детища.

  • Как вольной птице трудно жить в клетке, так и мне не ужиться среди «цивилизации», где каждый человек, прежде всего, раб условий общественной жизни. Но простор пустыни – вот о чем я день и ночь мечтаю. Дайте мне горы золота, я за них не продам своей дикой свободы.

  • При всех четырех здесь путешествиях мне постоянно приходилось быть свидетелем большой симпатии и уважения, каким пользуется имя русское среди туземцев, за исключением лишь Тибета, где нас мало знают, зато среди других народностей Центральной Азии их стремления к России достигают весьма высокой степени.

Сочинения

Литература

"Вокруг света" о Николае Михайловиче Пржевальском

Статьи

Материалы "Телеграфа"

Примечания

  1. В 1889-1922 и 1939-1992 годах город носил название Пржевальск.