Версия 09:14, 3 января 2010 (править)
Axenophontov (Обсуждение | вклад)
("Вокруг света" об Овидии)
← К предыдущему изменению
Текущая версия (11:31, 16 апреля 2013) (править)
Zakirova (Обсуждение | вклад)

 
Строка 1: Строка 1:
-[[Изображение:Ovidius.jpg|right|thumbnail|250px|Публий Овидий Назон]]<p align="justify">'''Публий Овидий Назон''', Publius Ovidius Naso ([[латинский язык|лат.]]), Ovide ([[французский язык|фр.]]), Ovid ([[английский язык|англ.]]) (родился [[20 марта]] [[43 год до н.э.|43 до н.э.]] в [[Сульмона|Сульмоне]], ныне область [[Абруцци]], [[Италия]]; умер в [[17 год н.э.|17 н.э.]] в городе Томы, ныне [[Констанца]], [[Румыния]]) — великий древнеримский поэт, знаменитый своими произведениями о любви, автор многих крылатых слов и выражений, которые вошли в [[русский язык|русский]] и другие европейские языки.</p>+[[Изображение:Ovidius.jpg|right|thumbnail|250px|<p align="justify">Публий Овидий Назон. Фреска 1499—1502 гг. кисти Луки Синьорелли в капелле Сан-Брицио в Орвието, [[Умбрия]], [[Италия]]</p> ]]<p align="justify">'''Публий Овидий Назон''', Publius Ovidius Naso ([[латинский язык|лат.]]), Ovide ([[французский язык|фр.]]), Ovid ([[английский язык|англ.]]) (родился [[20 марта]] [[43 год до н.э.|43 до н. э.]] в [[Сульмон]]е; умер в [[17 год н.э.|17 н. э.]] в городе Томы<ref><p align="justify">Томы, Τόμοι ([[греческий язык|греч.]]) — древний город в области расселения фракийцев и скифов на западном побережье [[Черное море|Черного моря]], основанный в 663 г. до н. э. ионийцами из Милета. С 29 г. до н. э. Томы (Tomi или Tomis [[латинский язык|лат.]]) входили в область Скифский лимес (Limes Scythicus [[латинский язык|лат.]]). Совр. [[Констанца]], Constanţa (рум.) в [[Румыния|Румынии]].</p></ref>) — великий древнеримский поэт, знаменитый своими произведениями о любви, автор многих крылатых слов и выражений, которые вошли в [[русский язык|русский]] и другие европейские языки.</p>
==Жизнь и труды== ==Жизнь и труды==
-<p align="justify">Родившись в богатой провинциальной семье всадника, Овидий получил прекрасное образование в [[Рим]]е, обучаясь у известных риторов эпохи [[Октавиан Август|Августа]] ''Марка Порция Латрона'' и ''Ареллия Фуска''<ref>Сенека Старший. Contr. X. p. 172 </ref>. Завершив свое образование в [[Афины|Афинах]] и [[Малой Азия|Малой Азии]], Овидий вернулся в Рим и по настоянию отца пошел на государственную службу. Отчасти по состоянию здоровья, отчасти от нежелания учавствовать в политической жизни, Овидий полностью посвятил себя поэзии и быстро вошел в литературный кружок ''Марка Валерия Мессалы'', где подружился с другими поэтами его поколения — ''Альбием Тибуллом'' и ''Секстом Проперцием''. </p>+<p align="justify">Родившись в богатой провинциальной семье всадника, Овидий получил прекрасное образование в [[Рим]]е, обучаясь у известных риторов эпохи [[Октавиан Август|Августа]] ''Марка Порция Латрона'' и ''Ареллия Фуска''<ref>Сенека Старший. Contr. X. p. 172 </ref>. Завершив свое образование в [[Афины|Афинах]] и [[Малой Азия|Малой Азии]], Овидий вернулся в [[Рим]] и по настоянию отца пошел на государственную службу. Отчасти по состоянию здоровья, отчасти от нежелания участвовать в политической жизни, Овидий полностью посвятил себя поэзии и быстро вошел в литературный кружок ''Марка Валерия Мессалы'', где подружился с другими поэтами его поколения — ''Альбием Тибуллом'' и ''Секстом Проперцием''. </p>
-<p align="justify">Посвященные любовной теме, стихи Овидия отличались изяществом и остроумием и потому быстро распространились среди римской молодежи и получили широкую известность. Первый сборник "Любовные элегии" (Amores [[латинский язык|лат.]]) в 5 книгах появился в [[14 год до н.э.|14 до н.э.]] и оказался столь популярен, что был переиздан автором около [[1 год до н.э.|1 до н.э.]] в том сокращенном варианте в 3книгах, в каком он дошел до нашего времени. Вскоре Овидий выпустил в свет следующий сборник "Героини" (Heroides [[латинский язык|лат.]]), где с использованием мифологического материала рассказал о женщинах, причитающих о покинувших их мужьях и возлюбленных. Следующим и самым известным поэтическим произведением Овидия стали 3 книги шутливо-эротической поэмы "Наука любви" (Ars amatoria [[латинский язык|лат.]]), к которой сюжетно примыкают "Лекарство от любви" (Remedia amoris [[латинский язык|лат.]]) и "Притирания для лица" (Medicamina faciei femineae [[латинский язык|лат.]]). "Наука любви" — это настоящее руководство по ухаживанию, где в первых 2книгах подробно рассказано о том, как отыскать любовницу и как ее удержать, а в 3-й приведены аналогичные советы девушкам.</p> +<p align="justify">Посвященные любовной теме стихи Овидия отличались изяществом и остроумием и потому быстро распространились среди римской молодежи и получили широкую известность. Первый сборник "Любовные элегии" (Amores [[латинский язык|лат.]]) в 5 книгах появился в [[14 год до н.э.|14 до н. э.]] и оказался столь популярен, что был переиздан автором в [[1 год до н.э.|1 до н. э.]] в том сокращенном варианте в 3 книгах, в каком он дошел до нашего времени. Вскоре Овидий выпустил в свет следующий сборник "Героини" (Heroides [[латинский язык|лат.]]), где с использованием мифологического материала рассказал о женщинах, причитающих о покинувших их мужьях и возлюбленных. Следующим и самым известным поэтическим произведением Овидия стали 3 книги шутливо-эротической поэмы "Наука любви" (Ars amatoria [[латинский язык|лат.]]), к которой сюжетно примыкают "Лекарство от любви" (Remedia amoris [[латинский язык|лат.]]) и "Притирания для лица" (Medicamina faciei femineae [[латинский язык|лат.]]). "Наука любви" — это настоящее руководство по ухаживанию, где в первых 2 книгах подробно рассказано о том, как отыскать любовницу и как ее удержать, а в 3-й приведены аналогичные советы девушкам.</p>
<p align="justify">Монументальным произведением Овидия считаются "Метаморфозы" (Metamorphoses [[латинский язык|лат.]]), написанные характерным для эпической поэзии гекзаметром. В 15 песнях изложены 246 мифов, рассказывающих о создании всего сущего: от превращения Хаоса в Космос и до превращения божественного [[Юлий Цезарь|Цезаря]] в звезду. Так метаморфозы греческих и римских мифов, тщательно связанные между собой в единой композиции, переплетаются у Овидия с героическом прошлым и настоящим [[Рим]]а.</p> <p align="justify">Монументальным произведением Овидия считаются "Метаморфозы" (Metamorphoses [[латинский язык|лат.]]), написанные характерным для эпической поэзии гекзаметром. В 15 песнях изложены 246 мифов, рассказывающих о создании всего сущего: от превращения Хаоса в Космос и до превращения божественного [[Юлий Цезарь|Цезаря]] в звезду. Так метаморфозы греческих и римских мифов, тщательно связанные между собой в единой композиции, переплетаются у Овидия с героическом прошлым и настоящим [[Рим]]а.</p>
-<p align="justify">Одновременно с "Метаморфозами" Овидий приступил к написанию еще одной большой поэмы — "Фасты" (Fasti [[латинский язык|лат.]]), посвященной праздникам и обрядам римского календаря. До своей ссылки, последовавшей по приказу [[Октавиан Август|Август]]а в [[8 год н.э.|8 н.э.]], он успел завершить только 6 песен, остальные, видимо, так и не были написаны. Причина высылки Овидия нам неизвестна: возможно он был фаворитом внучки [[Октавиан Август|Августа]], Юлии, которую тогда же сослали за развратный образ жизни, или же стал свидетелем чего-то, что касалось императрицы Ливии Друзиллы, но формально ему в вину был поставлен непристойный характер его сочинений. Сам поэт так объясняет причину ссылки: "два преступленья сгубили меня — стихи и проступок". Для только что вновь женившегося 50-летнего поэта отъезд на окраину империи в варварский край даков оказалась для Овидия настоящей катастрофой. До конца своих дней он так и не смог оправиться от этого удара. В написанных в последние годы "Скорбных элегиях" и "Письмах с Понта" поэт жаловался на свою судьбу и просил друзей похлопатать за него перед [[Октавиан Август|Августом]]. Однако даже преемники покойного императора ни сжалились над высланным поэтом. Овидий умер в [[17 год н.э.|17 н.э.]] в городе Томы, ныне [[Констанца]], ([[Румыния]]).</p>+<p align="justify">Одновременно с "Метаморфозами" Овидий приступил к написанию еще одной большой поэмы — "Фасты" (Fasti [[латинский язык|лат.]]), посвященной праздникам и обрядам римского календаря. До своей ссылки, последовавшей по приказу [[Октавиан Август|Августа]] в [[8 год н.э.|8 н. э.]], он успел завершить только 6 песен, остальные, видимо, так и не были написаны. Причина высылки Овидия нам неизвестна: возможно, он был фаворитом внучки [[Октавиан Август|Августа]], Юлии, которую тогда же сослали за развратный образ жизни, или же стал свидетелем чего-то, что касалось императрицы Ливии Друзиллы, но формально ему в вину был поставлен непристойный характер его сочинений. Сам поэт так объясняет причину ссылки: "два преступления сгубили меня — стихи и проступок". Для только что вновь женившегося 50-летнего поэта отъезд на окраину империи в варварский край даков оказался настоящей катастрофой. До конца своих дней он так и не смог оправиться от этого удара. В написанных в последние годы "Скорбных элегиях" и "Письмах с Понта" поэт жаловался на свою судьбу и просил друзей похлопотать за него перед [[Октавиан Август|Августом]]. Однако даже преемники покойного императора не сжалились над высланным поэтом. Овидий умер в [[17 год н.э.|17 н. э.]] в городе Томы<ref>[http://www.jstor.org/pss/25006468 Green P. Ovid in Tomis] // Grand Street, Vol. 2, No. 1, 1982, P. 116-125 </ref>.</p>
== Цитаты == == Цитаты ==
'''Любовь''' '''Любовь'''
* <p align="justify">Будь уверен, прежде всего, что овладеть можно любой женщиной, — и овладеешь ею, расставляй только свои сети! Вот в чем тайна искусства любви</p> * <p align="justify">Будь уверен, прежде всего, что овладеть можно любой женщиной, — и овладеешь ею, расставляй только свои сети! Вот в чем тайна искусства любви</p>
-* Те, кто хочет исцелиться от любви, займитесь делом+* <p align="justify">Те, кто хочет исцелиться от любви, займитесь делом</p>
* <p align="justify">Вы, женщины, должны снисходительнее относиться к разыгрывающим из себя влюбленных в вас — ведь они могут влюбиться не на шутку</p> * <p align="justify">Вы, женщины, должны снисходительнее относиться к разыгрывающим из себя влюбленных в вас — ведь они могут влюбиться не на шутку</p>
-* Сколько ракушек на морском берегу, столько на свете страданий от любви+* <p align="justify">Сколько ракушек на морском берегу, столько на свете страданий от любви</p>
-* Небезопасно хвалить предмет своей любви приятелю+* <p align="justify">Небезопасно хвалить предмет своей любви приятелю</p>
-* Безобразное явление — старческая любовь+* <p align="justify">Безобразное явление — старческая любовь</p>
-* Быть влюбленным — значит быть в бешенстве при здравом уме+* <p align="justify">Быть влюбленным — значит быть в бешенстве при здравом уме</p>
-* Если хочешь, чтобы женщина продолжала любить тебя, старайся внушить ей мысль, что в восторге от ее красоты+* <p align="justify">Если хочешь, чтобы женщина продолжала любить тебя, старайся внушить ей мысль, что в восторге от ее красоты</p>
-* Кто может скрыть любовь?+* <p align="justify">Кто может скрыть любовь?</p>
-* Любовь травами не лечится+* <p align="justify">Любовь травами не лечится</p>
-* Ревность наносит смертельный удар самой прочной и самой сильной любви+* <p align="justify">Ревность наносит смертельный удар самой прочной и самой сильной любви</p>
* <p align="justify">Слишком горячая и пылкая любовь нагоняет на нас в конце концов скуку и вредна точно так же, как слишком вкусная пища для желудка</p> * <p align="justify">Слишком горячая и пылкая любовь нагоняет на нас в конце концов скуку и вредна точно так же, как слишком вкусная пища для желудка</p>
-* Чтобы любовь заслужить, мало одной красоты+* <p align="justify">Чтобы любовь заслужить, мало одной красоты</p>
* <p align="justify">Чтобы тебя любили, будь достойным любви, а этого не дадут тебе исключительно красивая наружность или стройная фигура, — ты должен физическую красоту соединить с даром ума</p> * <p align="justify">Чтобы тебя любили, будь достойным любви, а этого не дадут тебе исключительно красивая наружность или стройная фигура, — ты должен физическую красоту соединить с даром ума</p>
-* Странная воля любви — чтоб любимое было далеко+* <p align="justify">Странная воля любви — чтоб любимое было далеко</p>
'''Женщины''' '''Женщины'''
-* Многие женщины являются на спектакли только для того, чтобы самим обратиться в зрелище+* <p align="justify">Многие женщины являются на спектакли только для того, чтобы самим обратиться в зрелище</p>
-* Вам, красавицы, полезно смешиваться с толпой. Почаще выходите из дому, хоть и без определенной цели.+* <p align="justify">Вам, красавицы, полезно смешиваться с толпой. Почаще выходите из дому, хоть и без определенной цели</p>
-* Не вздумай ставить на вид женщине ее недостатки+* <p align="justify">Не вздумай ставить на вид женщине ее недостатки</p>
-* Ничто не увлекает женщин больше, чем обещания+* <p align="justify">Ничто не увлекает женщин больше, чем обещания</p>
-* Слова женщины легче падающих листьев, которые вода и ветер несут куда им угодно+* <p align="justify">Слова женщины легче падающих листьев, которые вода и ветер несут куда им угодно</p>
-* Что делать женщинам, если мужчины легкомысленнее их?+* <p align="justify">Что делать женщинам, если мужчины легкомысленнее их?</p>
'''Время''' '''Время'''
-* Время исцеляет любовную тоску+* <p align="justify">Время исцеляет любовную тоску</p>
-* День миновавший всегда лучше, чем нынешний день+* <p align="justify">День миновавший всегда лучше, чем нынешний день</p>
-* Всепожирающее время+* <p align="justify">Всепожирающее время</p>
-* Молодость быстро летит: лови уходящее время+* <p align="justify">Молодость быстро летит: лови уходящее время</p>
-* Все может ослабить время, только не мою печаль+* <p align="justify">Все может ослабить время, только не мою печаль</p>
-* Капля камень точит, обручальное кольцо истончается от постоянного ношения <ref>+* <p align="justify">Капля камень точит, обручальное кольцо истончается от постоянного ношения <ref>
-Почему-то крылатым выражением стала только первая часть этого высказывания </ref>+Почему-то крылатым выражением стала только первая часть этого высказывания </ref></p>
-* Мгновения вечно сменяют друг друга+* <p align="justify">Мгновения вечно сменяют друг друга</p>
-* Ни река, ни быстротечное время остановиться не могут+* <p align="justify">Ни река, ни быстротечное время остановиться не могут</p>
-* Время тянется так медленно, что кажется, будто оно остановилось+* <p align="justify">Время тянется так медленно, что кажется, будто оно остановилось</p>
-* Событие прошло, памятники остаются+* <p align="justify">Событие прошло, памятники остаются</p>
'''Искусство''' '''Искусство'''
-* Искусство — в умении скрыть искусство+* <p align="justify">Искусство — в умении скрыть искусство</p>
-* Чего не сможет искусство? — Женщины умеют и красиво плакать! Они плачут, когда хотят и как хотят+* <p align="justify">Чего не сможет искусство? — Женщины умеют и красиво плакать! Они плачут, когда хотят и как хотят</p>
-* Искусства смягчают нравы+* <p align="justify">Искусства смягчают нравы</p>
-* Посвятить себя свободным искусствам+* <p align="justify">Посвятить себя свободным искусствам</p>
'''Здоровье, медицина''' '''Здоровье, медицина'''
-* Подчас болезнь оказывается сильнее медицины+* <p align="justify">Подчас болезнь оказывается сильнее медицины</p>
-* Не всегда во власти врача исцелить больного+* <p align="justify">Не всегда во власти врача исцелить больного</p>
-* Если болезнь не захвачена в начале, то запоздалые средства бесполезны+* <p align="justify">Если болезнь не захвачена в начале, то запоздалые средства бесполезны</p>
'''Старость, смерть''' '''Старость, смерть'''
-* Души не умирают. Покидая прежнее местопребывание, они живут в других местах, которые вновь принимают их+* <p align="justify">Души не умирают. Покидая прежнее местопребывание, они живут в других местах, которые вновь принимают их</p>
-* Менее мучительна сама смерть, чем ее ожидание+* <p align="justify">Менее мучительна сама смерть, чем ее ожидание</p>
-* Мы незаметно старимся+* <p align="justify">Мы незаметно старимся</p>
-* Я хочу, чтобы смерть застигла меня посреди трудов+* <p align="justify">Я хочу, чтобы смерть застигла меня посреди трудов</p>
'''Мораль, нравственность''' '''Мораль, нравственность'''
-* Результат оправдывает поступки <ref>Exitus acta probat ([[латинский язык|лат.]]), отсюда — "цель оправдывает средства"</ref>+* <p align="justify">Результат оправдывает поступки <ref>Exitus acta probat ([[латинский язык|лат.]]), отсюда — "цель оправдывает средства"</ref></p>
-* Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь+* <p align="justify">Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь</p>
-* Мы всегда стремимся к запретному и желаем недозволенного+* <p align="justify">Мы всегда стремимся к запретному и желаем недозволенного</p>
-* О чем не знают, того не желают+* <p align="justify">О чем не знают, того не желают</p>
-* Пусть не хватает сил, но желание все же похвально+* <p align="justify">Пусть не хватает сил, но желание все же похвально</p>
-* Нетрудно быть добродетельным там, где ничто этому не препятствует+* <p align="justify">Нетрудно быть добродетельным там, где ничто этому не препятствует</p>
-* Для добродетели ни одна дорога не является непроходимой+* <p align="justify">Для добродетели ни одна дорога не является непроходимой</p>
-* Целомудренна та, которую никто не пожелал+* <p align="justify">Целомудренна та, которую никто не пожелал</p>
-* Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен+* <p align="justify">Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен</p>
-* Чистая совесть смеется над лживой клеветой+* <p align="justify">Чистая совесть смеется над лживой клеветой</p>
'''Надежда''' '''Надежда'''
-* Пока дышу — надеюсь+* <p align="justify">Пока дышу — надеюсь</p>
-* Всякая надежда, основанная на заслуге, законна+* <p align="justify">Всякая надежда, основанная на заслуге, законна</p>
'''Доблесть, мужество''' '''Доблесть, мужество'''
-* Храброму — вся земля родина+* <p align="justify">Храброму — вся земля родина</p>
-* Мы боремся с трудностями, но доблесть всегда трудна+* <p align="justify">Мы боремся с трудностями, но доблесть всегда трудна</p>
-* Смелому помогает и Венера, и счастливый случай.+* <p align="justify">Смелому помогает и Венера, и счастливый случай</p>
'''Страх''' '''Страх'''
-* Потерпевший кораблекрушение и тихой воды страшится+* <p align="justify">Потерпевший кораблекрушение и тихой воды страшится</p>
'''Недостатки''' '''Недостатки'''
-* Способен на любой обман тот, кто привык делать из черного белое и из белого черное+* <p align="justify">Способен на любой обман тот, кто привык делать из черного белое и из белого черное</p>
-* Зависть терзает и сама терзается+* <p align="justify">Зависть терзает и сама терзается</p>
-* Полноте, люди, сквернить несказанными яствами тело+* <p align="justify">Полноте, люди, сквернить несказанными яствами тело</p>
-* Лучше поборешь порок, если уступишь ему+* <p align="justify">Лучше поборешь порок, если уступишь ему</p>
-* Не считай, сколько у тебя денег, так поступают только бедняки+* <p align="justify">Не считай, сколько у тебя денег, так поступают только бедняки</p>
* <p align="justify">Груз становится легким, когда несешь его с покорностью, о неразумные, вы думаете, что черное пятно убийства может смыть речная вода!</p> * <p align="justify">Груз становится легким, когда несешь его с покорностью, о неразумные, вы думаете, что черное пятно убийства может смыть речная вода!</p>
'''Учеба, труд''' '''Учеба, труд'''
-* Сказано — сделано+* <p align="justify">Сказано — сделано</p>
-* Учиться дозволено и у врага+* <p align="justify">Учиться дозволено и у врага</p>
-* Трудитесь, пока позволяют силы и годы+* <p align="justify">Трудитесь, пока позволяют силы и годы</p>
-* Учитесь ходить, как следует женщине. В походке есть своего рода красота, пренебрегать которой не годиться+* <p align="justify">Учитесь ходить, как следует женщине. В походке есть своего рода красота, пренебрегать которой не годится</p>
-* Стремление к деятельности крепнет с годами+* <p align="justify">Стремление к деятельности крепнет с годами</p>
-* Трудиться понапрасну+* <p align="justify">Трудиться понапрасну</p>
-* Занятия налагают отпечаток на характер+* <p align="justify">Занятия налагают отпечаток на характер</p>
'''Судьба''' '''Судьба'''
-* Каждый в пределах своей пусть остается судьбы+* <p align="justify">Каждый в пределах своей пусть остается судьбы</p>
-* Ненадежное колесо судьбы+* <p align="justify">Ненадежное колесо судьбы</p>
-* Довольствоваться своей судьбой+* <p align="justify">Довольствоваться своей судьбой</p>
'''Счастье, несчастье''' '''Счастье, несчастье'''
-* Есть некоторое наслаждение в слезах+* <p align="justify">Есть некоторое наслаждение в слезах</p>
-* Слезам присуща подчас сила слова+* <p align="justify">Слезам присуща подчас сила слова</p>
-* Счастлив, кто смело берет под свою защиту то, что любит+* <p align="justify">Счастлив, кто смело берет под свою защиту то, что любит</p>
== Сочинения Овидия == == Сочинения Овидия ==
-* [http://www.thelatinlibrary.com/ovid.html Полное собрание сочинений] (на лат. языке)+* [http://www.thelatinlibrary.com/ovid.html Полное собрание сочинений] (на [[латинский язык|лат. языке]])
* [http://ancientrome.ru/antlitr/ovidius/index.htm Тристии, 4.10. Парные послания. Метаморфозы. Наука любви] (русск. перевод) * [http://ancientrome.ru/antlitr/ovidius/index.htm Тристии, 4.10. Парные послания. Метаморфозы. Наука любви] (русск. перевод)
* [http://etext.library.adelaide.edu.au/mirror/classics.mit.edu/Ovid/metam.html Метаморфозы] (англ. перевод) * [http://etext.library.adelaide.edu.au/mirror/classics.mit.edu/Ovid/metam.html Метаморфозы] (англ. перевод)
== Ссылки == == Ссылки ==
-* [http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=378 Пушкинская энциклопедия] (мотивы из Овидия в творчестве [[Пушкин, Александр Сергеевич|А.С. Пушкина]])+* [http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=378 Пушкинская энциклопедия] (мотивы из Овидия в творчестве [[Пушкин, Александр Сергеевич|А. С. Пушкина]])
-* [http://ancientrome.ru/publik/tchernyc/tcher07.htm Чернышов Ю.Г. Гесиод и Овидий: опыт источниковедческого анализа античных описаний «Золотого века»]+* [http://ancientrome.ru/publik/tchernyc/tcher07.htm Чернышов Ю. Г. Гесиод и Овидий: опыт источниковедческого анализа античных описаний «Золотого века»]
* [http://www.croky.net/ovidius/ Список ссылок по Овидию] * [http://www.croky.net/ovidius/ Список ссылок по Овидию]
* [http://etext.virginia.edu/latin/ovid/ Коллекция ссылок по Овидию на сайте университета Виргинии] * [http://etext.virginia.edu/latin/ovid/ Коллекция ссылок по Овидию на сайте университета Виргинии]
* [http://www.unc.edu/courses/2005spring/latn/034/001/OvidBibfor2005class.html Библиография по Овидию] * [http://www.unc.edu/courses/2005spring/latn/034/001/OvidBibfor2005class.html Библиография по Овидию]
* [http://www.gltc.leidenuniv.nl/index.php3?c=148 Библиография по Овидию на сайте университета Лейдена] * [http://www.gltc.leidenuniv.nl/index.php3?c=148 Библиография по Овидию на сайте университета Лейдена]
 +
 +==Дополнительная литература==
 +* Brill's Companion to Ovid. Ed. by B.W. Boyd. Leiden, 2002
== "Вокруг света" об Овидии == == "Вокруг света" об Овидии ==
Строка 139: Строка 142:
'''Материалы "Телеграфа"''' '''Материалы "Телеграфа"'''
-* <p align="justify">[http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/pulse/1029/ Секреты Афродиты в поцелуях жабы] (в "Искусстве любви" Овидия рассказывается об применении афродизиаков римлянами)</p>+* <p align="justify">[http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/pulse/1029/ Секреты Афродиты в поцелуях жабы] (в "Искусстве любви" Овидия рассказывается о применении афродизиаков римлянами)</p>
'''Вопрос — ответ''' '''Вопрос — ответ'''

Текущая версия

Публий Овидий Назон. Фреска 1499—1502 гг. кисти Луки Синьорелли в капелле Сан-Брицио в Орвието, Умбрия, Италия
Увеличить

Публий Овидий Назон. Фреска 1499—1502 гг. кисти Луки Синьорелли в капелле Сан-Брицио в Орвието, Умбрия, Италия

Публий Овидий Назон, Publius Ovidius Naso (лат.), Ovide (фр.), Ovid (англ.) (родился 20 марта 43 до н. э. в Сульмоне; умер в 17 н. э. в городе Томы[1]) — великий древнеримский поэт, знаменитый своими произведениями о любви, автор многих крылатых слов и выражений, которые вошли в русский и другие европейские языки.

Содержание

Жизнь и труды

Родившись в богатой провинциальной семье всадника, Овидий получил прекрасное образование в Риме, обучаясь у известных риторов эпохи Августа Марка Порция Латрона и Ареллия Фуска[2]. Завершив свое образование в Афинах и Малой Азии, Овидий вернулся в Рим и по настоянию отца пошел на государственную службу. Отчасти по состоянию здоровья, отчасти от нежелания участвовать в политической жизни, Овидий полностью посвятил себя поэзии и быстро вошел в литературный кружок Марка Валерия Мессалы, где подружился с другими поэтами его поколения — Альбием Тибуллом и Секстом Проперцием.

Посвященные любовной теме стихи Овидия отличались изяществом и остроумием и потому быстро распространились среди римской молодежи и получили широкую известность. Первый сборник "Любовные элегии" (Amores лат.) в 5 книгах появился в 14 до н. э. и оказался столь популярен, что был переиздан автором в 1 до н. э. в том сокращенном варианте в 3 книгах, в каком он дошел до нашего времени. Вскоре Овидий выпустил в свет следующий сборник "Героини" (Heroides лат.), где с использованием мифологического материала рассказал о женщинах, причитающих о покинувших их мужьях и возлюбленных. Следующим и самым известным поэтическим произведением Овидия стали 3 книги шутливо-эротической поэмы "Наука любви" (Ars amatoria лат.), к которой сюжетно примыкают "Лекарство от любви" (Remedia amoris лат.) и "Притирания для лица" (Medicamina faciei femineae лат.). "Наука любви" — это настоящее руководство по ухаживанию, где в первых 2 книгах подробно рассказано о том, как отыскать любовницу и как ее удержать, а в 3-й приведены аналогичные советы девушкам.

Монументальным произведением Овидия считаются "Метаморфозы" (Metamorphoses лат.), написанные характерным для эпической поэзии гекзаметром. В 15 песнях изложены 246 мифов, рассказывающих о создании всего сущего: от превращения Хаоса в Космос и до превращения божественного Цезаря в звезду. Так метаморфозы греческих и римских мифов, тщательно связанные между собой в единой композиции, переплетаются у Овидия с героическом прошлым и настоящим Рима.

Одновременно с "Метаморфозами" Овидий приступил к написанию еще одной большой поэмы — "Фасты" (Fasti лат.), посвященной праздникам и обрядам римского календаря. До своей ссылки, последовавшей по приказу Августа в 8 н. э., он успел завершить только 6 песен, остальные, видимо, так и не были написаны. Причина высылки Овидия нам неизвестна: возможно, он был фаворитом внучки Августа, Юлии, которую тогда же сослали за развратный образ жизни, или же стал свидетелем чего-то, что касалось императрицы Ливии Друзиллы, но формально ему в вину был поставлен непристойный характер его сочинений. Сам поэт так объясняет причину ссылки: "два преступления сгубили меня — стихи и проступок". Для только что вновь женившегося 50-летнего поэта отъезд на окраину империи в варварский край даков оказался настоящей катастрофой. До конца своих дней он так и не смог оправиться от этого удара. В написанных в последние годы "Скорбных элегиях" и "Письмах с Понта" поэт жаловался на свою судьбу и просил друзей похлопотать за него перед Августом. Однако даже преемники покойного императора не сжалились над высланным поэтом. Овидий умер в 17 н. э. в городе Томы[3].

Цитаты

Любовь

  • Будь уверен, прежде всего, что овладеть можно любой женщиной, — и овладеешь ею, расставляй только свои сети! Вот в чем тайна искусства любви

  • Те, кто хочет исцелиться от любви, займитесь делом

  • Вы, женщины, должны снисходительнее относиться к разыгрывающим из себя влюбленных в вас — ведь они могут влюбиться не на шутку

  • Сколько ракушек на морском берегу, столько на свете страданий от любви

  • Небезопасно хвалить предмет своей любви приятелю

  • Безобразное явление — старческая любовь

  • Быть влюбленным — значит быть в бешенстве при здравом уме

  • Если хочешь, чтобы женщина продолжала любить тебя, старайся внушить ей мысль, что в восторге от ее красоты

  • Кто может скрыть любовь?

  • Любовь травами не лечится

  • Ревность наносит смертельный удар самой прочной и самой сильной любви

  • Слишком горячая и пылкая любовь нагоняет на нас в конце концов скуку и вредна точно так же, как слишком вкусная пища для желудка

  • Чтобы любовь заслужить, мало одной красоты

  • Чтобы тебя любили, будь достойным любви, а этого не дадут тебе исключительно красивая наружность или стройная фигура, — ты должен физическую красоту соединить с даром ума

  • Странная воля любви — чтоб любимое было далеко

Женщины

  • Многие женщины являются на спектакли только для того, чтобы самим обратиться в зрелище

  • Вам, красавицы, полезно смешиваться с толпой. Почаще выходите из дому, хоть и без определенной цели

  • Не вздумай ставить на вид женщине ее недостатки

  • Ничто не увлекает женщин больше, чем обещания

  • Слова женщины легче падающих листьев, которые вода и ветер несут куда им угодно

  • Что делать женщинам, если мужчины легкомысленнее их?

Время

  • Время исцеляет любовную тоску

  • День миновавший всегда лучше, чем нынешний день

  • Всепожирающее время

  • Молодость быстро летит: лови уходящее время

  • Все может ослабить время, только не мою печаль

  • Капля камень точит, обручальное кольцо истончается от постоянного ношения [4]

  • Мгновения вечно сменяют друг друга

  • Ни река, ни быстротечное время остановиться не могут

  • Время тянется так медленно, что кажется, будто оно остановилось

  • Событие прошло, памятники остаются

Искусство

  • Искусство — в умении скрыть искусство

  • Чего не сможет искусство? — Женщины умеют и красиво плакать! Они плачут, когда хотят и как хотят

  • Искусства смягчают нравы

  • Посвятить себя свободным искусствам

Здоровье, медицина

  • Подчас болезнь оказывается сильнее медицины

  • Не всегда во власти врача исцелить больного

  • Если болезнь не захвачена в начале, то запоздалые средства бесполезны

Старость, смерть

  • Души не умирают. Покидая прежнее местопребывание, они живут в других местах, которые вновь принимают их

  • Менее мучительна сама смерть, чем ее ожидание

  • Мы незаметно старимся

  • Я хочу, чтобы смерть застигла меня посреди трудов

Мораль, нравственность

  • Результат оправдывает поступки [5]

  • Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь

  • Мы всегда стремимся к запретному и желаем недозволенного

  • О чем не знают, того не желают

  • Пусть не хватает сил, но желание все же похвально

  • Нетрудно быть добродетельным там, где ничто этому не препятствует

  • Для добродетели ни одна дорога не является непроходимой

  • Целомудренна та, которую никто не пожелал

  • Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен

  • Чистая совесть смеется над лживой клеветой

Надежда

  • Пока дышу — надеюсь

  • Всякая надежда, основанная на заслуге, законна

Доблесть, мужество

  • Храброму — вся земля родина

  • Мы боремся с трудностями, но доблесть всегда трудна

  • Смелому помогает и Венера, и счастливый случай

Страх

  • Потерпевший кораблекрушение и тихой воды страшится

Недостатки

  • Способен на любой обман тот, кто привык делать из черного белое и из белого черное

  • Зависть терзает и сама терзается

  • Полноте, люди, сквернить несказанными яствами тело

  • Лучше поборешь порок, если уступишь ему

  • Не считай, сколько у тебя денег, так поступают только бедняки

  • Груз становится легким, когда несешь его с покорностью, о неразумные, вы думаете, что черное пятно убийства может смыть речная вода!

Учеба, труд

  • Сказано — сделано

  • Учиться дозволено и у врага

  • Трудитесь, пока позволяют силы и годы

  • Учитесь ходить, как следует женщине. В походке есть своего рода красота, пренебрегать которой не годится

  • Стремление к деятельности крепнет с годами

  • Трудиться понапрасну

  • Занятия налагают отпечаток на характер

Судьба

  • Каждый в пределах своей пусть остается судьбы

  • Ненадежное колесо судьбы

  • Довольствоваться своей судьбой

Счастье, несчастье

  • Есть некоторое наслаждение в слезах

  • Слезам присуща подчас сила слова

  • Счастлив, кто смело берет под свою защиту то, что любит

Сочинения Овидия

Ссылки

Дополнительная литература

  • Brill's Companion to Ovid. Ed. by B.W. Boyd. Leiden, 2002

"Вокруг света" об Овидии

Статьи

  • Август 1972 Римские путешествия (никакие путешествия не могли сравниться с жизнью в Риме, а изгнанника ожидали забвенье и скорая гибель, как это было с Овидием, угасшим в отдаленной провинции)

  • Сентябрь 1972 Отблески (эпизод из "Метаморфоз" Овидия о Филемоне и Бавкиде символичен: слабые, полунищие старики, в которых жизнь едва теплится, кажется, и существуют лишь для того, чтобы состоять неумирающими хранителями при своем очаге)

  • Ноябрь 1986 Источник царевича Адониса (долгое время считалось, что легенду о любви Венеры к Адонису Овидий почерпнул из древнегреческого эпоса, но оказалось, что сами греки заимствовали ее у жителей восточного Средиземноморья — финикийцев)

  • Апрель 1991 Колдовство. Часть II (описание страха перед черной магией у Овидия)

Материалы "Телеграфа"

Вопрос — ответ

Примечания

  1. Томы, Τόμοι (греч.) — древний город в области расселения фракийцев и скифов на западном побережье Черного моря, основанный в 663 г. до н. э. ионийцами из Милета. С 29 г. до н. э. Томы (Tomi или Tomis лат.) входили в область Скифский лимес (Limes Scythicus лат.). Совр. Констанца, Constanţa (рум.) в Румынии.

  2. Сенека Старший. Contr. X. p. 172
  3. Green P. Ovid in Tomis // Grand Street, Vol. 2, No. 1, 1982, P. 116-125
  4. Почему-то крылатым выражением стала только первая часть этого высказывания
  5. Exitus acta probat (лат.), отсюда — "цель оправдывает средства"

--Axenophontov 12:13, 3 января 2010 (MSK)

К этой странице обращались 36 085 раз(а).