Марк Аврелий

Марк Аврелий. Государственные музеи Берлина
Увеличить
Марк Аврелий. Государственные музеи Берлина

Марк Аврелий Антонин, Marcus Aurelius Antoninus Augustus (лат.), римский император, прославленный "философ на троне". Правил с 7 марта 161 до 17 марта 180: с 161 по 169 — вместе со своим названным братом Луцием Вером; с 177 до 17 марта 180 — со своим сыном Коммодом). Родился 26 апреля 121 и был усыновлен своим дядей Антонином Пием, будущим императором. Умер 17 марта 180 в Виндобоне от морового поветрия[1].

Юность

В силу своего рождения Марк Аврелий получил прекрасное образование: учителем латинского красноречия был Фронтон, а греческого — Герод Аттик. Философии его обучали платоник Александр, перипатетик Клавдий Север, стоик Аполлоний из Халкедона, но главным его наставником стал Квинт Юний Рустик, который познакомил его с трудами Эпиктета. Через полгода после смерти императора Адриана, Марк Аврелий вступил в должность квестора (5 декабря 138), стал консулом в 140 и 145, когда был оформлен его брак с дочерью императора Антонина Пия — Фаустиной Младшей.

Первый период правления

1 января 161 Марк в третий раз стал консулом и после смерти Антонина Пия началось совместное правление Марка и его названного брата Луция Вера. Почти сразу же началась война против парфян, вторгшихся в римские владения. Положение было тяжелым, но уже в 163 была отвоевана Армения, в 164 была захвачена парфянская столица на Евфрате Ктесифон, а в 166 был заключен выгодный для римлян мир, закрепивший за ними города северо-западной Месопотамии — Эдесса, Карры, Нисибис. Вскоре положение осложнилось и на севере, где варварские племена германцев и сарматов вторглись в 167 в пределы империи. Командование римскими легионами возглавил сам Марк Аврелий и ему удалось к 175 заключить мир. Германцы признали римский протекторат и поселились на территории римских гарнизонов.

Второй период правления

В 175 наместник Сирии, видный полководец, отличившийся в войне с Парфией, Авидий Кассий, поднял мятеж. Он объявил себя императором, распустив слух о смерти Марка Аврелия. Несмотря на поддержку мятежников наместником Египта, смута продолжалась недолго и через 3 месяца Авидий Кассий был убит своими сообщниками. Марк прибыл в восточные провинции позже и посетил Александрию, Сирию, Каппадокию, Смирну (cовр. Измир), Грецию. В 176 Марк Аврелий объявил своего сына Коммода соправителем. Недолго отдохнув в Риме, Марк был вынужден отправиться на север, где в 177 началась новая война с германцами, закончившаяся в 179 победой римского оружия. Но воспользоваться плодами своих побед Марк Аврелий уже не смог, ибо скончался 17 марта 180 в Виндобоне. После смерти император был официально обожествлен, в честь его был построен храм и назначены жрецы. Военные деяния Марка Аврелия запечатлены на барельефах 30-метровой колонны в Риме, а на Капитолии до сих пор стоит конная статуя императора[2].

Размышления

Сочинение "Размышление" или "К самому себе" написано на древнегреческом языке (12 книг) и является уникальным памятником античной литературы, где автор обращается к философии и обсуждает основополагающие для жизни вопросы: об интересах целого, общей пользе, общественной природе человека; о мироустройстве, о жизни и смерти и т.д. В основе этих размышлений лежат положения, тщательно разработанные в философской системе стоицизма, к которой Марк Аврелий прибегает не как к науке, а как к духовному руководству для этичной жизни[3].

Цитаты

Любовь к ближнему

  • Любить тех, кто ошибается и заблуждается, — особое свойство человека. Такая любовь рождается тогда, когда ты понимаешь, что все люди — твои братья; что они погрязли в невежестве и заблуждаются не по своей воле

  • Приспособиться к тому окружению, в котором тебе предназначено жить, и проявляй истинную любовь к своим братьям, которыми окружила тебя судьба

Поступки, дела

  • Не думай, что позорно принимать помощь. Ты должен исполнять предназначенный тебе долг, как солдат на посту
  • Если что-то кажется тебе слишком трудным, не думай, что это за пределами сил человека. И наоборот, если какой-либо человек может совершить тот или иной достойный поступок, значит, такой же поступок в состоянии совершить и ты

  • Совершай каждый поступок так, как если бы он был последним в твоей жизни
  • Есть такие люди, которые, оказав тебе услугу, тут же объявят, что ты им обязан
  • Если человек причинил тебе зло, немедленно удостоверься, сделал ли он это из добрых или из злых побуждений. Ибо, когда ты увидишь это, ты почувствуешь к нему жалость и не станешь ни удивляться, ни сердиться

  • Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспоминать на склоне жизни
  • Смешно это: собственной порочности не избегать, хоть это и возможно, а чужую избегать, что никак невозможно
  • Часто несправедлив тот, кто не делает чего-либо, а не только тот, кто что-либо делает
  • Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу

Жизнь, человек

  • Приспособиться к тому окружению, в котором тебе предназначено жить, и проявляй истинную любовь к своим братьям, которыми окружила тебя судьба

  • Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы — вот совершенство характера. Наша жизнь — это то, во что ее превращают наши мысли

  • Для счастливой жизни нужно совсем немного. Все дело в самом человеке, в его образе мышления
  • Безразлично, будешь ли ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет ли же десяти тысяч лет. Ибо что увидишь ты нового?
  • Все настоящее — мгновение вечности
  • Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся
  • Ни с кем не случается ничего такого, чего он не в силах был бы вынести
  • Что же такое вечная слава? Сущая суета. Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят
  • Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности
  • Испробуй, не подойдет ли тебе жизнь достойного человека, довольствующегося справедливостью своего деяния и благожелательностью своего душевного склада

  • Ищи радости и покоя единственного в том, чтобы от общественного деяния переходить к общественному деянию
  • Как ты сам — один из составляющих гражданскую совокупность, так и всякое твое деяние пусть входит в состав гражданской жизни. А если какое-нибудь твое деяние не соотнесено, непосредственно или отдаленно, с общественным назначением, то оно, значит, разрывает жизнь и не дает ей быть единой

  • Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука руке, нога ноге и верхняя челюсть — нижней
  • Настоящий способ мстить врагу — это не походить на него
  • Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни

  • Несправедливый, делая себя злым, себе же делает зло
  • Никогда не расценивай как полезное тебе что-нибудь такое, что вынудит тебя когда-нибудь нарушить верность, забыть стыд, возненавидеть другого

  • Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым
  • Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке

  • Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью

  • Смерть, так же как и рождение, — тайна природы. Это одни и те же элементы, с одной стороны соединяющиеся, с другой разлагающиеся в одни и те же начала. В смерти нет ничего отталкивающего для разумного существа или для плана нашего строения

  • Совершенство нравов состоит в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним, без тревоги, без трусости, без притворства

  • Счастлив тот, у кого в собственной душе святая святых
  • Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве
  • Говорить правду — это не столько дело воли, сколько привычки
  • Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей

  • Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза

  • Если кто меня оскорбил — это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе

Ссылки

Сочинения Марка Аврелия

Источники

Литература

  • Grant M. The Antonines: The Roman Empire in Transition. NY, 1994.
  • Robertson A.S. The Antonine Wall: A Handbook to the Surviving Remains. 4th ed. Glasgow, 1990.
  • Birley A. Marcus Aurelius. A Biography. L., 2001

"Вокруг света" о Марке Аврелии

Cтатьи

Телепрограммы

Материалы "Телеграфа"

  • Каракалла Македонский (в честь императора-философа Марка Аврелия император Септимий Север назвал своего сына Каракаллу)

Примечания

  1. Возможно это была оспа, сыпной тиф или бубонная чума — болезни, принесенные римскими солдатами с Востока после окончания очередной войны против Парфии (Grant M. The Antonines: The Roman Empire in Transition. NY, 1994. P. 32)
  2. На площади Пьяцца дель Кампидольо — сейчас стоит копия статуи Марка Аврелия, оригинал которой находится в музее "Пьяцца дель Кампидольо"
  3. См. обстоятельную статью, посвященная литературным и философским особенностям "Размышлений": Унт Я. Размышления как литературный и философский памятник // Марк Аврелий Антонин. Размышления. СПб., 1993. С. 93—114

--Axenophontov 04:05, 26 апреля 2007 (MSD)