Версия 05:43, 1 августа 2009 (править)
Axenophontov (Обсуждение | вклад)
("Вокруг света" о Марке Аврелии)
← К предыдущему изменению
Версия 03:24, 18 октября 2009 (править)
Axenophontov (Обсуждение | вклад)

К след. изменению →
Строка 1: Строка 1:
<descr>Из «Размышлений» Марка Аврелия: «Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся». «Настоящий способ мстить врагу — это не походить на него».</descr> <descr>Из «Размышлений» Марка Аврелия: «Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся». «Настоящий способ мстить врагу — это не походить на него».</descr>
[[Изображение:Marcus-Aurelius-Antoninus.jpg|right|thumbnail|250px|Марк Аврелий. Государственные музеи [[Берлин]]а]] [[Изображение:Marcus-Aurelius-Antoninus.jpg|right|thumbnail|250px|Марк Аврелий. Государственные музеи [[Берлин]]а]]
-<p align=justify>'''Марк Аврелий Антонин''', Marcus Aurelius Antoninus Augustus ([[латинский язык|лат.]]), Marcus Aurelius ([[английский язык|англ.]]) — римский император, прославленный "философ на троне". Правил с [[7 марта]] [[161 год н.э.|161]] до [[17 марта]] [[180 год н.э.|180]]: с [[161 год н.э.|161]] по [[169 год н.э.|169]] — вместе со своим названным братом Луцием Вером; с [[177 год н.э.|177]] до [[17 марта]] [[180 год н.э.|180]] — со своим сыном [[Коммод Антонин|Коммодом]]). Родился [[26 апреля]] [[121 год н.э.|121]] и был усыновлен своим дядей [[Антонин Пий|Антонином Пием]], будущим императором. Умер [[17 марта]] [[188 год н.э.|180]] в [[Вена|Виндобоне]] от морового поветрия<ref>Возможно это была оспа, сыпной тиф или бубонная чума — болезни, принесенные римскими солдатами с Востока после окончания очередной войны против [[Парфия|Парфии]] (Grant M. The Antonines: The Roman Empire in Transition. NY, 1994. P. 32)</ref>. </p>+<p align="justify">'''Марк Аврелий Антонин''', Marcus Aurelius Antoninus Augustus ([[латинский язык|лат.]]), Marcus Aurelius ([[английский язык|англ.]]) — римский император, прославленный "философ на троне". Правил с [[7 марта]] [[161 год н.э.|161]] до [[17 марта]] [[180 год н.э.|180]]: с [[161 год н.э.|161]] по [[169 год н.э.|169]] — вместе со своим названным братом Луцием Вером; с [[177 год н.э.|177]] до [[17 марта]] [[180 год н.э.|180]] — со своим сыном [[Коммод Антонин|Коммодом]]). Родился [[26 апреля]] [[121 год н.э.|121]] и был усыновлен своим дядей [[Антонин Пий|Антонином Пием]], будущим императором. Умер [[17 марта]] [[188 год н.э.|180]] в [[Вена|Виндобоне]] от морового поветрия<ref>Возможно это была оспа, сыпной тиф или бубонная чума — болезни, принесенные римскими солдатами с Востока после окончания очередной войны против [[Парфия|Парфии]] (Grant M. The Antonines: The Roman Empire in Transition. NY, 1994. P. 32)</ref>. </p>
==Юность== ==Юность==
-<p align=justify>В силу своего рождения Марк Аврелий получил прекрасное образование: учителем латинского красноречия был [[Фронтон, Марк Корнелий|Фронтон]], а греческого — [[Герод Аттик]]. Философии его обучали платоник Александр, перипатетик Клавдий Север, стоик Аполлоний из [[Халкедон]]а, но главным его наставником стал [[Рустик, Квинт Юний|Квинт Юний Рустик]], который познакомил его с трудами [[Эпиктет]]а.+<p align="justify">В силу своего рождения Марк Аврелий получил прекрасное образование: учителем латинского красноречия был [[Фронтон, Марк Корнелий|Фронтон]], а греческого — [[Герод Аттик]]. Философии его обучали платоник Александр, перипатетик Клавдий Север, стоик Аполлоний из [[Халкедон]]а, но главным его наставником стал [[Рустик, Квинт Юний|Квинт Юний Рустик]], который познакомил его с трудами [[Эпиктет]]а.
Через полгода после смерти императора [[Адриан, Публий Элий|Адриана]], Марк Аврелий вступил в должность квестора ([[5 декабря]] [[138 год н.э.|138]]), стал консулом в [[140 год н.э.|140]] и [[145 год н.э.|145]], когда был оформлен его брак с дочерью императора [[Антонин Пий|Антонина Пия]] — Фаустиной Младшей.</p> Через полгода после смерти императора [[Адриан, Публий Элий|Адриана]], Марк Аврелий вступил в должность квестора ([[5 декабря]] [[138 год н.э.|138]]), стал консулом в [[140 год н.э.|140]] и [[145 год н.э.|145]], когда был оформлен его брак с дочерью императора [[Антонин Пий|Антонина Пия]] — Фаустиной Младшей.</p>
==Первый период правления== ==Первый период правления==
-<p align=justify>[[1 января]] [[161 год н.э.|161]] Марк в третий раз стал консулом и после смерти [[Антонин Пий|Антонина Пия]] началось совместное правление Марка и его названного брата Луция Вера. Почти сразу же началась война против парфян, вторгшихся в римские владения. Положение было тяжелым, но уже в [[163 год н.э.|163]] была отвоевана [[Армения]], в [[164 год н.э.|164]] была захвачена парфянская столица на [[Евфрат, река|Евфрате]] [[Ктесифон]], а в [[166 год н.э.|166]] был заключен выгодный для римлян мир, закрепивший за ними города северо-западной [[Месопотамия|Месопотамии]] — [[Эдесса]], [[Карры]], [[Нисибис]]. Вскоре положение осложнилось и на севере, где варварские племена [[германцы|германцев]] и [[сарматы|сарматов]] вторглись в [[167 год н.э.|167]] в пределы империи. Командование римскими легионами возглавил сам Марк Аврелий и ему удалось к [[175 год н.э.|175]] заключить мир. [[Германцы]] признали римский протекторат и поселились на территории римских гарнизонов.</p>+<p align="justify">[[1 января]] [[161 год н.э.|161]] Марк в третий раз стал консулом и после смерти [[Антонин Пий|Антонина Пия]] началось совместное правление Марка и его названного брата Луция Вера. Почти сразу же началась война против парфян, вторгшихся в римские владения. Положение было тяжелым, но уже в [[163 год н.э.|163]] была отвоевана [[Армения]], в [[164 год н.э.|164]] была захвачена парфянская столица на [[Евфрат, река|Евфрате]] [[Ктесифон]], а в [[166 год н.э.|166]] был заключен выгодный для римлян мир, закрепивший за ними города северо-западной [[Месопотамия|Месопотамии]] — [[Эдесса]], [[Карры]], [[Нисибис]]. Вскоре положение осложнилось и на севере, где варварские племена [[германцы|германцев]] и [[сарматы|сарматов]] вторглись в [[167 год н.э.|167]] в пределы империи. Командование римскими легионами возглавил сам Марк Аврелий и ему удалось к [[175 год н.э.|175]] заключить мир. [[Германцы]] признали римский протекторат и поселились на территории римских гарнизонов.</p>
==Второй период правления== ==Второй период правления==
-<p align=justify>В [[175 год н.э.|175]] наместник [[Сирия|Сирии]], видный полководец, отличившийся в войне с [[Парфия|Парфией]], ''Авидий Кассий'', поднял мятеж. Он объявил себя императором, распустив слух о смерти Марка Аврелия. Несмотря на поддержку мятежников наместником [[Египет|Египта]], смута продолжалась недолго и через 3 месяца ''Авидий Кассий'' был убит своими сообщниками. Марк прибыл в восточные провинции позже и посетил [[Александрия|Александрию]], [[Сирия|Сирию]], [[Каппадокия|Каппадокию]], [[Смирна|Смирну]] (cовр. Измир), [[Греция|Грецию]]. В [[176 год н.э.|176]] Марк Аврелий объявил своего сына [[Коммод Антонин|Коммода]] соправителем. Недолго отдохнув в [[Рим]]е, Марк был вынужден отправиться на север, где в [[177 год н.э.|177]] началась новая война с [[германцы|германцами]], закончившаяся в [[179 год н.э.|179]] победой римского оружия. Но воспользоваться плодами своих побед Марк Аврелий уже не смог, ибо скончался [[17 марта]] [[180 год н.э.|180]] в [[Вена|Виндобоне]].+<p align="justify">В [[175 год н.э.|175]] наместник [[Сирия|Сирии]], видный полководец, отличившийся в войне с [[Парфия|Парфией]], ''Авидий Кассий'', поднял мятеж. Он объявил себя императором, распустив слух о смерти Марка Аврелия. Несмотря на поддержку мятежников наместником [[Египет|Египта]], смута продолжалась недолго и через 3 месяца ''Авидий Кассий'' был убит своими сообщниками. Марк прибыл в восточные провинции позже и посетил [[Александрия|Александрию]], [[Сирия|Сирию]], [[Каппадокия|Каппадокию]], [[Смирна|Смирну]] (cовр. Измир), [[Греция|Грецию]]. В [[176 год н.э.|176]] Марк Аврелий объявил своего сына [[Коммод Антонин|Коммода]] соправителем. Недолго отдохнув в [[Рим]]е, Марк был вынужден отправиться на север, где в [[177 год н.э.|177]] началась новая война с [[германцы|германцами]], закончившаяся в [[179 год н.э.|179]] победой римского оружия. Но воспользоваться плодами своих побед Марк Аврелий уже не смог, ибо скончался [[17 марта]] [[180 год н.э.|180]] в [[Вена|Виндобоне]].
После смерти император был официально обожествлен, в честь его был построен храм и назначены жрецы. Военные деяния Марка Аврелия запечатлены на барельефах 30-метровой колонны в [[Рим]]е, а на Капитолии до сих пор стоит конная статуя императора<ref>На площади Пьяцца дель Кампидольо — сейчас стоит копия статуи Марка Аврелия, оригинал которой находится в музее [http://www.italyguides.it/us/roma/rome/capitol/piazza_del_campidoglio.htm "Пьяцца дель Кампидольо"]</ref>.</p> После смерти император был официально обожествлен, в честь его был построен храм и назначены жрецы. Военные деяния Марка Аврелия запечатлены на барельефах 30-метровой колонны в [[Рим]]е, а на Капитолии до сих пор стоит конная статуя императора<ref>На площади Пьяцца дель Кампидольо — сейчас стоит копия статуи Марка Аврелия, оригинал которой находится в музее [http://www.italyguides.it/us/roma/rome/capitol/piazza_del_campidoglio.htm "Пьяцца дель Кампидольо"]</ref>.</p>
==Размышления== ==Размышления==
-<p align=justify>Сочинение "Размышление" или "К самому себе" написано на древнегреческом языке (12 книг) и является уникальным памятником античной литературы, где автор обращается к философии и обсуждает основополагающие для жизни вопросы: об интересах целого, общей пользе, общественной природе человека; о мироустройстве, о жизни и смерти и т.д. В основе этих размышлений лежат положения, тщательно разработанные в философской системе стоицизма, к которой Марк Аврелий прибегает не как к науке, а как к духовному руководству для этичной жизни<ref>См. обстоятельную статью, посвященная литературным и философским особенностям "Размышлений": Унт Я. Размышления как литературный и философский памятник // Марк Аврелий Антонин. Размышления. СПб., 1993. С. 93—114</ref>.</p> +<p align="justify">Сочинение "Размышление" или "К самому себе" написано на древнегреческом языке (12 книг) и является уникальным памятником античной литературы, где автор обращается к философии и обсуждает основополагающие для жизни вопросы: об интересах целого, общей пользе, общественной природе человека; о мироустройстве, о жизни и смерти и т.д. В основе этих размышлений лежат положения, тщательно разработанные в философской системе стоицизма, к которой Марк Аврелий прибегает не как к науке, а как к духовному руководству для этичной жизни<ref>См. обстоятельную статью, посвященная литературным и философским особенностям "Размышлений": Унт Я. Размышления как литературный и философский памятник // Марк Аврелий Антонин. Размышления. СПб., 1993. С. 93—114</ref>.</p>
[[Изображение:Marcus_Aurelius.jpg|thumbnail|right|350px|<p align="justify"> Бронзовая статуя императора Марка Аврелия (176 г.; 3.5 м; Новый музей в Палаццо деи Консерватори, Капитолийские музеи. [[Рим]]). В период Средних веков конная статуя сохранилась только благодаря тому, что ее ошибочно принимали за изображение императора [[ Константин Великий|Константина]], разрешившего свободное вероисповедание [[христианство|христианства]] в [[Римская империя|Римской империи]]. Копия этой статуи стоит на Капитолийском холме в [[Рим]]е</p>]] [[Изображение:Marcus_Aurelius.jpg|thumbnail|right|350px|<p align="justify"> Бронзовая статуя императора Марка Аврелия (176 г.; 3.5 м; Новый музей в Палаццо деи Консерватори, Капитолийские музеи. [[Рим]]). В период Средних веков конная статуя сохранилась только благодаря тому, что ее ошибочно принимали за изображение императора [[ Константин Великий|Константина]], разрешившего свободное вероисповедание [[христианство|христианства]] в [[Римская империя|Римской империи]]. Копия этой статуи стоит на Капитолийском холме в [[Рим]]е</p>]]
== Цитаты == == Цитаты ==
'''Любовь к ближнему''' '''Любовь к ближнему'''
-* <p align=justify>Любить тех, кто ошибается и заблуждается, — особое свойство человека. Такая любовь рождается тогда, когда ты понимаешь, что все люди — твои братья; что они погрязли в невежестве и заблуждаются не по своей воле</p>+* <p align="justify">Любить тех, кто ошибается и заблуждается, — особое свойство человека. Такая любовь рождается тогда, когда ты понимаешь, что все люди — твои братья; что они погрязли в невежестве и заблуждаются не по своей воле</p>
-* <p align=justify>Приспособиться к тому окружению, в котором тебе предназначено жить, и проявляй истинную любовь к своим братьям, которыми окружила тебя судьба</p>+* <p align="justify">Приспособиться к тому окружению, в котором тебе предназначено жить, и проявляй истинную любовь к своим братьям, которыми окружила тебя судьба</p>
'''Поступки, дела''' '''Поступки, дела'''
* Не думай, что позорно принимать помощь. Ты должен исполнять предназначенный тебе долг, как солдат на посту * Не думай, что позорно принимать помощь. Ты должен исполнять предназначенный тебе долг, как солдат на посту
-* <p align=justify>Если что-то кажется тебе слишком трудным, не думай, что это за пределами сил человека. И наоборот, если какой-либо человек может совершить тот или иной достойный поступок, значит, такой же поступок в состоянии совершить и ты</p>+* <p align="justify">Если что-то кажется тебе слишком трудным, не думай, что это за пределами сил человека. И наоборот, если какой-либо человек может совершить тот или иной достойный поступок, значит, такой же поступок в состоянии совершить и ты</p>
* Совершай каждый поступок так, как если бы он был последним в твоей жизни * Совершай каждый поступок так, как если бы он был последним в твоей жизни
* Есть такие люди, которые, оказав тебе услугу, тут же объявят, что ты им обязан * Есть такие люди, которые, оказав тебе услугу, тут же объявят, что ты им обязан
-* <p align=justify>Если человек причинил тебе зло, немедленно удостоверься, сделал ли он это из добрых или из злых побуждений. Ибо, когда ты увидишь это, ты почувствуешь к нему жалость и не станешь ни удивляться, ни сердиться</p>+* <p align="justify">Если человек причинил тебе зло, немедленно удостоверься, сделал ли он это из добрых или из злых побуждений. Ибо, когда ты увидишь это, ты почувствуешь к нему жалость и не станешь ни удивляться, ни сердиться</p>
* Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспоминать на склоне жизни * Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспоминать на склоне жизни
* Смешно это: собственной порочности не избегать, хоть это и возможно, а чужую избегать, что никак невозможно * Смешно это: собственной порочности не избегать, хоть это и возможно, а чужую избегать, что никак невозможно
Строка 35: Строка 35:
'''Жизнь, человек''' '''Жизнь, человек'''
-* <p align=justify>Приспособиться к тому окружению, в котором тебе предназначено жить, и проявляй истинную любовь к своим братьям, которыми окружила тебя судьба</p>+* <p align="justify">Приспособиться к тому окружению, в котором тебе предназначено жить, и проявляй истинную любовь к своим братьям, которыми окружила тебя судьба</p>
-* <p align=justify>Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы — вот совершенство характера. Наша жизнь — это то, во что ее превращают наши мысли</p>+* <p align="justify">Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы — вот совершенство характера. Наша жизнь — это то, во что ее превращают наши мысли</p>
* Для счастливой жизни нужно совсем немного. Все дело в самом человеке, в его образе мышления * Для счастливой жизни нужно совсем немного. Все дело в самом человеке, в его образе мышления
* Безразлично, будешь ли ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет ли же десяти тысяч лет. Ибо что увидишь ты нового? * Безразлично, будешь ли ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет ли же десяти тысяч лет. Ибо что увидишь ты нового?
Строка 44: Строка 44:
* Что же такое вечная слава? Сущая суета. Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят * Что же такое вечная слава? Сущая суета. Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят
* Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности * Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности
-* <p align=justify>Испробуй, не подойдет ли тебе жизнь достойного человека, довольствующегося справедливостью своего деяния и благожелательностью своего душевного склада</p>+* <p align="justify">Испробуй, не подойдет ли тебе жизнь достойного человека, довольствующегося справедливостью своего деяния и благожелательностью своего душевного склада</p>
* Ищи радости и покоя единственного в том, чтобы от общественного деяния переходить к общественному деянию * Ищи радости и покоя единственного в том, чтобы от общественного деяния переходить к общественному деянию
-* <p align=justify>Как ты сам — один из составляющих гражданскую совокупность, так и всякое твое деяние пусть входит в состав гражданской жизни. А если какое-нибудь твое деяние не соотнесено, непосредственно или отдаленно, с общественным назначением, то оно, значит, разрывает жизнь и не дает ей быть единой</p>+* <p align="justify">Как ты сам — один из составляющих гражданскую совокупность, так и всякое твое деяние пусть входит в состав гражданской жизни. А если какое-нибудь твое деяние не соотнесено, непосредственно или отдаленно, с общественным назначением, то оно, значит, разрывает жизнь и не дает ей быть единой</p>
* Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука руке, нога ноге и верхняя челюсть — нижней * Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука руке, нога ноге и верхняя челюсть — нижней
* Настоящий способ мстить врагу — это не походить на него * Настоящий способ мстить врагу — это не походить на него
-* <p align=justify>Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни</p>+* <p align="justify">Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни</p>
* Несправедливый, делая себя злым, себе же делает зло * Несправедливый, делая себя злым, себе же делает зло
-* <p align=justify>Никогда не расценивай как полезное тебе что-нибудь такое, что вынудит тебя когда-нибудь нарушить верность, забыть стыд, возненавидеть другого</p>+* <p align="justify">Никогда не расценивай как полезное тебе что-нибудь такое, что вынудит тебя когда-нибудь нарушить верность, забыть стыд, возненавидеть другого</p>
* Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым * Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым
-* <p align=justify>Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке</p>+* <p align="justify">Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке</p>
-* <p align=justify>Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью</p>+* <p align="justify">Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью</p>
-* <p align=justify>Смерть, так же как и рождение, — тайна природы. Это одни и те же элементы, с одной стороны соединяющиеся, с другой разлагающиеся в одни и те же начала. В смерти нет ничего отталкивающего для разумного существа или для плана нашего строения</p>+* <p align="justify">Смерть, так же как и рождение, — тайна природы. Это одни и те же элементы, с одной стороны соединяющиеся, с другой разлагающиеся в одни и те же начала. В смерти нет ничего отталкивающего для разумного существа или для плана нашего строения</p>
-* <p align=justify>Совершенство нравов состоит в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним, без тревоги, без трусости, без притворства</p>+* <p align="justify">Совершенство нравов состоит в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним, без тревоги, без трусости, без притворства</p>
* Счастлив тот, у кого в собственной душе святая святых * Счастлив тот, у кого в собственной душе святая святых
* Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве * Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве
* Говорить правду — это не столько дело воли, сколько привычки * Говорить правду — это не столько дело воли, сколько привычки
-* <p align=justify>Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей</p>+* <p align="justify">Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей</p>
-* <p align=justify>Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза</p>+* <p align="justify">Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза</p>
-* <p align=justify>Если кто меня оскорбил — это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе</p>+* <p align="justify">Если кто меня оскорбил — это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе</p>
== Ссылки == == Ссылки ==
Строка 84: Строка 84:
== "Вокруг света" о Марке Аврелии== == "Вокруг света" о Марке Аврелии==
'''Cтатьи''' '''Cтатьи'''
-* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1352/ Март 1994 Гробница Святого Петра] (при Марке Аврелии участок могилы Св.Петра был окружен дополнительной "красной стеной")</p>+* <p align="justify">[http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1352/ Март 1994 Гробница Святого Петра] (при Марке Аврелии участок могилы Св.Петра был окружен дополнительной "красной стеной")</p>
-* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/426/ Ноябрь 2004 Стихия великого переселения] (Марк Аврелий опрометчиво передвинул несколько римских легионов с дунайской границы на восток, после чего разразилась ужасно тяжелая для [[Рим]]а война с германскими племенами маркоманов)</p>+* <p align="justify">[http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/426/ Ноябрь 2004 Стихия великого переселения] (Марк Аврелий опрометчиво передвинул несколько римских легионов с дунайской границы на восток, после чего разразилась ужасно тяжелая для [[Рим]]а война с германскими племенами маркоманов)</p>
'''Телепрограммы''' '''Телепрограммы'''
-* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/cast/610/ 24 июня 2001 Венгрия. Паннония] (на водах в [[Паннония|Паннонии]] лечились даже императоры [[Рим]]а — Марк Аврелий и [[Траян, Марк Ульпий|Марк Траян]])</p>+* <p align="justify">[http://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/cast/610/ 24 июня 2001 Венгрия. Паннония] (на водах в [[Паннония|Паннонии]] лечились даже императоры [[Рим]]а — Марк Аврелий и [[Траян, Марк Ульпий|Марк Траян]])</p>
'''Материалы "Телеграфа"''' '''Материалы "Телеграфа"'''
-* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/597/ Каракалла Македонский] (в честь императора-философа Марка Аврелия император [[Север, Луций Септимий|Септимий Север]] назвал своего сына [[Каракалла, Септимий Бассиан|Каракаллу]])</p>+* <p align="justify">[http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/597/ Каракалла Македонский] (в честь императора-философа Марка Аврелия император [[Север, Луций Септимий|Септимий Север]] назвал своего сына [[Каракалла, Септимий Бассиан|Каракаллу]])</p>
==Примечания== ==Примечания==
<references/> <references/>
--[[Участник:Axenophontov|Axenophontov]] 04:05, 26 апреля 2007 (MSD) --[[Участник:Axenophontov|Axenophontov]] 04:05, 26 апреля 2007 (MSD)

Версия 03:24, 18 октября 2009

Марк Аврелий. Государственные музеи Берлина
Увеличить
Марк Аврелий. Государственные музеи Берлина

Марк Аврелий Антонин, Marcus Aurelius Antoninus Augustus (лат.), Marcus Aurelius (англ.) — римский император, прославленный "философ на троне". Правил с 7 марта 161 до 17 марта 180: с 161 по 169 — вместе со своим названным братом Луцием Вером; с 177 до 17 марта 180 — со своим сыном Коммодом). Родился 26 апреля 121 и был усыновлен своим дядей Антонином Пием, будущим императором. Умер 17 марта 180 в Виндобоне от морового поветрия[1].

Содержание

Юность

В силу своего рождения Марк Аврелий получил прекрасное образование: учителем латинского красноречия был Фронтон, а греческого — Герод Аттик. Философии его обучали платоник Александр, перипатетик Клавдий Север, стоик Аполлоний из Халкедона, но главным его наставником стал Квинт Юний Рустик, который познакомил его с трудами Эпиктета. Через полгода после смерти императора Адриана, Марк Аврелий вступил в должность квестора (5 декабря 138), стал консулом в 140 и 145, когда был оформлен его брак с дочерью императора Антонина Пия — Фаустиной Младшей.

Первый период правления

1 января 161 Марк в третий раз стал консулом и после смерти Антонина Пия началось совместное правление Марка и его названного брата Луция Вера. Почти сразу же началась война против парфян, вторгшихся в римские владения. Положение было тяжелым, но уже в 163 была отвоевана Армения, в 164 была захвачена парфянская столица на Евфрате Ктесифон, а в 166 был заключен выгодный для римлян мир, закрепивший за ними города северо-западной Месопотамии — Эдесса, Карры, Нисибис. Вскоре положение осложнилось и на севере, где варварские племена германцев и сарматов вторглись в 167 в пределы империи. Командование римскими легионами возглавил сам Марк Аврелий и ему удалось к 175 заключить мир. Германцы признали римский протекторат и поселились на территории римских гарнизонов.

Второй период правления

В 175 наместник Сирии, видный полководец, отличившийся в войне с Парфией, Авидий Кассий, поднял мятеж. Он объявил себя императором, распустив слух о смерти Марка Аврелия. Несмотря на поддержку мятежников наместником Египта, смута продолжалась недолго и через 3 месяца Авидий Кассий был убит своими сообщниками. Марк прибыл в восточные провинции позже и посетил Александрию, Сирию, Каппадокию, Смирну (cовр. Измир), Грецию. В 176 Марк Аврелий объявил своего сына Коммода соправителем. Недолго отдохнув в Риме, Марк был вынужден отправиться на север, где в 177 началась новая война с германцами, закончившаяся в 179 победой римского оружия. Но воспользоваться плодами своих побед Марк Аврелий уже не смог, ибо скончался 17 марта 180 в Виндобоне. После смерти император был официально обожествлен, в честь его был построен храм и назначены жрецы. Военные деяния Марка Аврелия запечатлены на барельефах 30-метровой колонны в Риме, а на Капитолии до сих пор стоит конная статуя императора[2].

Размышления

Сочинение "Размышление" или "К самому себе" написано на древнегреческом языке (12 книг) и является уникальным памятником античной литературы, где автор обращается к философии и обсуждает основополагающие для жизни вопросы: об интересах целого, общей пользе, общественной природе человека; о мироустройстве, о жизни и смерти и т.д. В основе этих размышлений лежат положения, тщательно разработанные в философской системе стоицизма, к которой Марк Аврелий прибегает не как к науке, а как к духовному руководству для этичной жизни[3].

 Бронзовая статуя императора Марка Аврелия (176 г.; 3.5 м; Новый музей в Палаццо деи Консерватори, Капитолийские музеи. Рим). В период Средних веков конная статуя сохранилась только благодаря тому, что ее ошибочно принимали за изображение императора Константина, разрешившего свободное вероисповедание христианства в Римской империи. Копия этой статуи стоит на Капитолийском холме в Риме
Увеличить

Бронзовая статуя императора Марка Аврелия (176 г.; 3.5 м; Новый музей в Палаццо деи Консерватори, Капитолийские музеи. Рим). В период Средних веков конная статуя сохранилась только благодаря тому, что ее ошибочно принимали за изображение императора Константина, разрешившего свободное вероисповедание христианства в Римской империи. Копия этой статуи стоит на Капитолийском холме в Риме

Цитаты

Любовь к ближнему

  • Любить тех, кто ошибается и заблуждается, — особое свойство человека. Такая любовь рождается тогда, когда ты понимаешь, что все люди — твои братья; что они погрязли в невежестве и заблуждаются не по своей воле

  • Приспособиться к тому окружению, в котором тебе предназначено жить, и проявляй истинную любовь к своим братьям, которыми окружила тебя судьба

Поступки, дела

  • Не думай, что позорно принимать помощь. Ты должен исполнять предназначенный тебе долг, как солдат на посту
  • Если что-то кажется тебе слишком трудным, не думай, что это за пределами сил человека. И наоборот, если какой-либо человек может совершить тот или иной достойный поступок, значит, такой же поступок в состоянии совершить и ты

  • Совершай каждый поступок так, как если бы он был последним в твоей жизни
  • Есть такие люди, которые, оказав тебе услугу, тут же объявят, что ты им обязан
  • Если человек причинил тебе зло, немедленно удостоверься, сделал ли он это из добрых или из злых побуждений. Ибо, когда ты увидишь это, ты почувствуешь к нему жалость и не станешь ни удивляться, ни сердиться

  • Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспоминать на склоне жизни
  • Смешно это: собственной порочности не избегать, хоть это и возможно, а чужую избегать, что никак невозможно
  • Часто несправедлив тот, кто не делает чего-либо, а не только тот, кто что-либо делает
  • Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу

Жизнь, человек

  • Приспособиться к тому окружению, в котором тебе предназначено жить, и проявляй истинную любовь к своим братьям, которыми окружила тебя судьба

  • Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы — вот совершенство характера. Наша жизнь — это то, во что ее превращают наши мысли

  • Для счастливой жизни нужно совсем немного. Все дело в самом человеке, в его образе мышления
  • Безразлично, будешь ли ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет ли же десяти тысяч лет. Ибо что увидишь ты нового?
  • Все настоящее — мгновение вечности
  • Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся
  • Ни с кем не случается ничего такого, чего он не в силах был бы вынести
  • Что же такое вечная слава? Сущая суета. Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят
  • Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности
  • Испробуй, не подойдет ли тебе жизнь достойного человека, довольствующегося справедливостью своего деяния и благожелательностью своего душевного склада

  • Ищи радости и покоя единственного в том, чтобы от общественного деяния переходить к общественному деянию
  • Как ты сам — один из составляющих гражданскую совокупность, так и всякое твое деяние пусть входит в состав гражданской жизни. А если какое-нибудь твое деяние не соотнесено, непосредственно или отдаленно, с общественным назначением, то оно, значит, разрывает жизнь и не дает ей быть единой

  • Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука руке, нога ноге и верхняя челюсть — нижней
  • Настоящий способ мстить врагу — это не походить на него
  • Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни

  • Несправедливый, делая себя злым, себе же делает зло
  • Никогда не расценивай как полезное тебе что-нибудь такое, что вынудит тебя когда-нибудь нарушить верность, забыть стыд, возненавидеть другого

  • Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым
  • Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке

  • Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью

  • Смерть, так же как и рождение, — тайна природы. Это одни и те же элементы, с одной стороны соединяющиеся, с другой разлагающиеся в одни и те же начала. В смерти нет ничего отталкивающего для разумного существа или для плана нашего строения

  • Совершенство нравов состоит в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним, без тревоги, без трусости, без притворства

  • Счастлив тот, у кого в собственной душе святая святых
  • Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве
  • Говорить правду — это не столько дело воли, сколько привычки
  • Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей

  • Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза

  • Если кто меня оскорбил — это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе

Ссылки

Сочинения Марка Аврелия

Источники

Литература

  • Grant M. The Antonines: The Roman Empire in Transition. NY, 1994.
  • Robertson A.S. The Antonine Wall: A Handbook to the Surviving Remains. 4th ed. Glasgow, 1990.
  • Birley A. Marcus Aurelius. A Biography. L., 2001

"Вокруг света" о Марке Аврелии

Cтатьи

Телепрограммы

Материалы "Телеграфа"

  • Каракалла Македонский (в честь императора-философа Марка Аврелия император Септимий Север назвал своего сына Каракаллу)

Примечания

  1. Возможно это была оспа, сыпной тиф или бубонная чума — болезни, принесенные римскими солдатами с Востока после окончания очередной войны против Парфии (Grant M. The Antonines: The Roman Empire in Transition. NY, 1994. P. 32)
  2. На площади Пьяцца дель Кампидольо — сейчас стоит копия статуи Марка Аврелия, оригинал которой находится в музее "Пьяцца дель Кампидольо"
  3. См. обстоятельную статью, посвященная литературным и философским особенностям "Размышлений": Унт Я. Размышления как литературный и философский памятник // Марк Аврелий Антонин. Размышления. СПб., 1993. С. 93—114

--Axenophontov 04:05, 26 апреля 2007 (MSD)