Версия 11:45, 25 апреля 2007 (править)
Axenophontov (Обсуждение | вклад)

← К предыдущему изменению
Версия 22:59, 26 июля 2009 (править)
Axenophontov (Обсуждение | вклад)

К след. изменению →
Строка 1: Строка 1:
-Марк Аврелий Антонин (Marcus Aurelius Antoninus лат.)+<descr>Из «Размышлений» Марка Аврелия: «Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся». «Настоящий способ мстить врагу — это не походить на него».</descr>
-<ref> </ref>+[[Изображение:Marcus-Aurelius-Antoninus.jpg|right|thumbnail|250px|Марк Аврелий. Государственные музеи [[Берлин]]а]]
 +<p align=justify>'''Марк Аврелий Антонин''', Marcus Aurelius Antoninus Augustus (лат.), римский император, прославленный "философ на троне". Правил с [[7 марта]] [[161 год н.э.|161]] до [[17 марта]] [[180 год н.э.|180]]: с [[161 год н.э.|161]] по [[169 год н.э.|169]] — вместе со своим названным братом Луцием Вером; с [[177 год н.э.|177]] до [[17 марта]] [[180 год н.э.|180]] — со своим сыном [[Коммод Антонин|Коммодом]]). Родился [[26 апреля]] [[121 год н.э.|121]] и был усыновлен своим дядей [[Антонин Пий|Антонином Пием]], будущим императором. Умер [[17 марта]] [[188 год н.э.|180]] в [[Вена|Виндобоне]] от морового поветрия<ref>Возможно это была оспа, сыпной тиф или бубонная чума — болезни, принесенные римскими солдатами с Востока после окончания очередной войны против [[Парфия|Парфии]] (Grant M. The Antonines: The Roman Empire in Transition. NY, 1994. P. 32)</ref>. </p>
 + 
 +==Юность==
 +<p align=justify>В силу своего рождения Марк Аврелий получил прекрасное образование: учителем латинского красноречия был [[Фронтон, Марк Корнелий|Фронтон]], а греческого — [[Герод Аттик]]. Философии его обучали платоник Александр, перипатетик Клавдий Север, стоик Аполлоний из [[Халкедон]]а, но главным его наставником стал [[Рустик, Квинт Юний|Квинт Юний Рустик]], который познакомил его с трудами [[Эпиктет]]а.
 +Через полгода после смерти императора [[Адриан, Публий Элий|Адриана]], Марк Аврелий вступил в должность квестора ([[5 декабря]] [[138 год н.э.|138]]), стал консулом в [[140 год н.э.|140]] и [[145 год н.э.|145]], когда был оформлен его брак с дочерью императора [[Антонин Пий|Антонина Пия]] — Фаустиной Младшей.</p>
 + 
 +==Первый период правления==
 +<p align=justify>[[1 января]] [[161 год н.э.|161]] Марк в третий раз стал консулом и после смерти [[Антонин Пий|Антонина Пия]] началось совместное правление Марка и его названного брата Луция Вера. Почти сразу же началась война против парфян, вторгшихся в римские владения. Положение было тяжелым, но уже в [[163 год н.э.|163]] была отвоевана [[Армения]], в [[164 год н.э.|164]] была захвачена парфянская столица на [[Евфрат, река|Евфрате]] [[Ктесифон]], а в [[166 год н.э.|166]] был заключен выгодный для римлян мир, закрепивший за ними города северо-западной [[Месопотамия|Месопотамии]] — [[Эдесса]], [[Карры]], [[Нисибис]]. Вскоре положение осложнилось и на севере, где варварские племена [[германцы|германцев]] и [[сарматы|сарматов]] вторглись в [[167 год н.э.|167]] в пределы империи. Командование римскими легионами возглавил сам Марк Аврелий и ему удалось к [[175 год н.э.|175]] заключить мир. [[Германцы]] признали римский протекторат и поселились на территории римских гарнизонов.</p>
 + 
 +==Второй период правления==
 +<p align=justify>В [[175 год н.э.|175]] наместник [[Сирия|Сирии]], видный полководец, отличившийся в войне с [[Парфия|Парфией]], ''Авидий Кассий'', поднял мятеж. Он объявил себя императором, распустив слух о смерти Марка Аврелия. Несмотря на поддержку мятежников наместником [[Египет|Египта]], смута продолжалась недолго и через 3 месяца ''Авидий Кассий'' был убит своими сообщниками. Марк прибыл в восточные провинции позже и посетил [[Александрия|Александрию]], [[Сирия|Сирию]], [[Каппадокия|Каппадокию]], [[Смирна|Смирну]] (cовр. Измир), [[Греция|Грецию]]. В [[176 год н.э.|176]] Марк Аврелий объявил своего сына [[Коммод Антонин|Коммода]] соправителем. Недолго отдохнув в [[Рим]]е, Марк был вынужден отправиться на север, где в [[177 год н.э.|177]] началась новая война с [[германцы|германцами]], закончившаяся в [[179 год н.э.|179]] победой римского оружия. Но воспользоваться плодами своих побед Марк Аврелий уже не смог, ибо скончался [[17 марта]] [[180 год н.э.|180]] в [[Вена|Виндобоне]].
 +После смерти император был официально обожествлен, в честь его был построен храм и назначены жрецы. Военные деяния Марка Аврелия запечатлены на барельефах 30-метровой колонны в [[Рим]]е, а на Капитолии до сих пор стоит конная статуя императора<ref>На площади Пьяцца дель Кампидольо — сейчас стоит копия статуи Марка Аврелия, оригинал которой находится в музее [http://www.italyguides.it/us/roma/rome/capitol/piazza_del_campidoglio.htm "Пьяцца дель Кампидольо"]</ref>.</p>
 + 
 +==Размышления==
 +<p align=justify>Сочинение "Размышление" или "К самому себе" написано на древнегреческом языке (12 книг) и является уникальным памятником античной литературы, где автор обращается к философии и обсуждает основополагающие для жизни вопросы: об интересах целого, общей пользе, общественной природе человека; о мироустройстве, о жизни и смерти и т.д. В основе этих размышлений лежат положения, тщательно разработанные в философской системе стоицизма, к которой Марк Аврелий прибегает не как к науке, а как к духовному руководству для этичной жизни<ref>См. обстоятельную статью, посвященная литературным и философским особенностям "Размышлений": Унт Я. Размышления как литературный и философский памятник // Марк Аврелий Антонин. Размышления. СПб., 1993. С. 93—114</ref>.</p>
== Цитаты == == Цитаты ==
 +'''Любовь к ближнему'''
 +* <p align=justify>Любить тех, кто ошибается и заблуждается, — особое свойство человека. Такая любовь рождается тогда, когда ты понимаешь, что все люди — твои братья; что они погрязли в невежестве и заблуждаются не по своей воле</p>
 +* <p align=justify>Приспособиться к тому окружению, в котором тебе предназначено жить, и проявляй истинную любовь к своим братьям, которыми окружила тебя судьба</p>
-[[год до н.э.| до н.э.]]+'''Поступки, дела'''
 +* Не думай, что позорно принимать помощь. Ты должен исполнять предназначенный тебе долг, как солдат на посту
 +* <p align=justify>Если что-то кажется тебе слишком трудным, не думай, что это за пределами сил человека. И наоборот, если какой-либо человек может совершить тот или иной достойный поступок, значит, такой же поступок в состоянии совершить и ты</p>
 +* Совершай каждый поступок так, как если бы он был последним в твоей жизни
 +* Есть такие люди, которые, оказав тебе услугу, тут же объявят, что ты им обязан
 +* <p align=justify>Если человек причинил тебе зло, немедленно удостоверься, сделал ли он это из добрых или из злых побуждений. Ибо, когда ты увидишь это, ты почувствуешь к нему жалость и не станешь ни удивляться, ни сердиться</p>
 +* Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспоминать на склоне жизни
 +* Смешно это: собственной порочности не избегать, хоть это и возможно, а чужую избегать, что никак невозможно
 +* Часто несправедлив тот, кто не делает чего-либо, а не только тот, кто что-либо делает
 +* Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу
 + 
 +'''Жизнь, человек'''
 +* <p align=justify>Приспособиться к тому окружению, в котором тебе предназначено жить, и проявляй истинную любовь к своим братьям, которыми окружила тебя судьба</p>
 +* <p align=justify>Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы — вот совершенство характера. Наша жизнь — это то, во что ее превращают наши мысли</p>
 +* Для счастливой жизни нужно совсем немного. Все дело в самом человеке, в его образе мышления
 +* Безразлично, будешь ли ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет ли же десяти тысяч лет. Ибо что увидишь ты нового?
 +* Все настоящее — мгновение вечности
 +* Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся
 +* Ни с кем не случается ничего такого, чего он не в силах был бы вынести
 +* Что же такое вечная слава? Сущая суета. Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят
 +* Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности
 +* <p align=justify>Испробуй, не подойдет ли тебе жизнь достойного человека, довольствующегося справедливостью своего деяния и благожелательностью своего душевного склада</p>
 +* Ищи радости и покоя единственного в том, чтобы от общественного деяния переходить к общественному деянию
 +* <p align=justify>Как ты сам — один из составляющих гражданскую совокупность, так и всякое твое деяние пусть входит в состав гражданской жизни. А если какое-нибудь твое деяние не соотнесено, непосредственно или отдаленно, с общественным назначением, то оно, значит, разрывает жизнь и не дает ей быть единой</p>
 +* Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука руке, нога ноге и верхняя челюсть — нижней
 +* Настоящий способ мстить врагу — это не походить на него
 +* <p align=justify>Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни</p>
 +* Несправедливый, делая себя злым, себе же делает зло
 +* <p align=justify>Никогда не расценивай как полезное тебе что-нибудь такое, что вынудит тебя когда-нибудь нарушить верность, забыть стыд, возненавидеть другого</p>
 +* Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым
 +* <p align=justify>Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке</p>
 +* <p align=justify>Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью</p>
 +* <p align=justify>Смерть, так же как и рождение, — тайна природы. Это одни и те же элементы, с одной стороны соединяющиеся, с другой разлагающиеся в одни и те же начала. В смерти нет ничего отталкивающего для разумного существа или для плана нашего строения</p>
 +* <p align=justify>Совершенство нравов состоит в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним, без тревоги, без трусости, без притворства</p>
 +* Счастлив тот, у кого в собственной душе святая святых
 +* Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве
 +* Говорить правду — это не столько дело воли, сколько привычки
 +* <p align=justify>Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей</p>
 +* <p align=justify>Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза</p>
 +* <p align=justify>Если кто меня оскорбил — это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе</p>
== Ссылки == == Ссылки ==
-* +* [http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/confcent/2001-03/serdukov.htm Философы у власти: Луций Анней Сенека и Марк Аврелий Антонин]
 +* [http://www.roman-emperors.org/marcaur.htm Энциклопедия римских императоров (на англ.языке)]
 +* [http://www.rvb.ru/18vek/fonvizin/01text/vol2/02articles/254.htm Фонвизин Д.И. Слово похвальное Марку Аврелию]
 +* [http://khazarzar.skeptik.net/books/renan/07/renan07.htm Ренан Э.Ж. Марк Аврелий и конец античного мира]
-== Сочинения ==+== Сочинения Марка Аврелия==
 +* Размышления (СПб., 1993) [http://zipper.paco.net/~yury/LL/aurel.html.utf8 Греч. текст]; [http://ancientrome.ru/antlitr/mark-aur/index.htm Русск. перевод]; [http://classics.mit.edu/Antoninus/meditations.html Англ. перевод]
 + 
 +== Источники ==
 +* Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана. М., 1992. С. 33-48 ([http://www.thelatinlibrary.com/sha/marcant.shtml Лат. текст]; [http://www.ancientrome.ru/antlitr/sha/capimant.htm Русск. перевод])
 +* Аврелий Виктор. О цезарях // Римские историки IV века. М., 1997 ([http://www.forumromanum.org/literature/victor_caes.html Лат. текст]; [http://ancientrome.ru/antlitr/aur-vict/caesar-f.htm Русск. перевод])
== Литература == == Литература ==
 +* Grant M. The Antonines: The Roman Empire in Transition. NY, 1994.
 +* Robertson A.S. The Antonine Wall: A Handbook to the Surviving Remains. 4th ed. Glasgow, 1990.
 +* Birley A. Marcus Aurelius. A Biography. L., 2001
 +
 +== "Вокруг света" о Марке Аврелии==
 +'''Cтатьи'''
 +* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1352/ Март 1994 Гробница Святого Петра] (при Марке Аврелии участок могилы Св.Петра был окружен дополнительной "красной стеной")</p>
 +* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/426/ Ноябрь 2004 Стихия великого переселения] (Марк Аврелий опрометчиво передвинул несколько римских легионов с дунайской границы на восток, после чего разразилась ужасно тяжелая для [[Рим]]а война с германскими племенами [[маркоманы|маркоманов]])</p>
 +
 +'''Телепрограммы'''
 +* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/cast/610/ 24 июня 2001 Венгрия. Паннония] (на водах в [[Паннония|Паннонии]] лечились даже императоры [[Рим]]а — Марк Аврелий и [[Траян, Марк Ульпий|Марк Траян]])</p>
-== "Вокруг света" о ==+'''Материалы "Телеграфа"'''
 +* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/597/ Каракалла Македонский] (в честь императора-философа Марка Аврелия император [[Север, Луций Септимий|Септимий Север]] назвал своего сына [[Каракалла, Септимий Бассиан|Каракаллу]])</p>
==Примечания== ==Примечания==
<references/> <references/>
 +--[[Участник:Axenophontov|Axenophontov]] 04:05, 26 апреля 2007 (MSD)

Версия 22:59, 26 июля 2009

Марк Аврелий. Государственные музеи Берлина
Увеличить
Марк Аврелий. Государственные музеи Берлина

Марк Аврелий Антонин, Marcus Aurelius Antoninus Augustus (лат.), римский император, прославленный "философ на троне". Правил с 7 марта 161 до 17 марта 180: с 161 по 169 — вместе со своим названным братом Луцием Вером; с 177 до 17 марта 180 — со своим сыном Коммодом). Родился 26 апреля 121 и был усыновлен своим дядей Антонином Пием, будущим императором. Умер 17 марта 180 в Виндобоне от морового поветрия[1].

Содержание

Юность

В силу своего рождения Марк Аврелий получил прекрасное образование: учителем латинского красноречия был Фронтон, а греческого — Герод Аттик. Философии его обучали платоник Александр, перипатетик Клавдий Север, стоик Аполлоний из Халкедона, но главным его наставником стал Квинт Юний Рустик, который познакомил его с трудами Эпиктета. Через полгода после смерти императора Адриана, Марк Аврелий вступил в должность квестора (5 декабря 138), стал консулом в 140 и 145, когда был оформлен его брак с дочерью императора Антонина Пия — Фаустиной Младшей.

Первый период правления

1 января 161 Марк в третий раз стал консулом и после смерти Антонина Пия началось совместное правление Марка и его названного брата Луция Вера. Почти сразу же началась война против парфян, вторгшихся в римские владения. Положение было тяжелым, но уже в 163 была отвоевана Армения, в 164 была захвачена парфянская столица на Евфрате Ктесифон, а в 166 был заключен выгодный для римлян мир, закрепивший за ними города северо-западной Месопотамии — Эдесса, Карры, Нисибис. Вскоре положение осложнилось и на севере, где варварские племена германцев и сарматов вторглись в 167 в пределы империи. Командование римскими легионами возглавил сам Марк Аврелий и ему удалось к 175 заключить мир. Германцы признали римский протекторат и поселились на территории римских гарнизонов.

Второй период правления

В 175 наместник Сирии, видный полководец, отличившийся в войне с Парфией, Авидий Кассий, поднял мятеж. Он объявил себя императором, распустив слух о смерти Марка Аврелия. Несмотря на поддержку мятежников наместником Египта, смута продолжалась недолго и через 3 месяца Авидий Кассий был убит своими сообщниками. Марк прибыл в восточные провинции позже и посетил Александрию, Сирию, Каппадокию, Смирну (cовр. Измир), Грецию. В 176 Марк Аврелий объявил своего сына Коммода соправителем. Недолго отдохнув в Риме, Марк был вынужден отправиться на север, где в 177 началась новая война с германцами, закончившаяся в 179 победой римского оружия. Но воспользоваться плодами своих побед Марк Аврелий уже не смог, ибо скончался 17 марта 180 в Виндобоне. После смерти император был официально обожествлен, в честь его был построен храм и назначены жрецы. Военные деяния Марка Аврелия запечатлены на барельефах 30-метровой колонны в Риме, а на Капитолии до сих пор стоит конная статуя императора[2].

Размышления

Сочинение "Размышление" или "К самому себе" написано на древнегреческом языке (12 книг) и является уникальным памятником античной литературы, где автор обращается к философии и обсуждает основополагающие для жизни вопросы: об интересах целого, общей пользе, общественной природе человека; о мироустройстве, о жизни и смерти и т.д. В основе этих размышлений лежат положения, тщательно разработанные в философской системе стоицизма, к которой Марк Аврелий прибегает не как к науке, а как к духовному руководству для этичной жизни[3].

Цитаты

Любовь к ближнему

  • Любить тех, кто ошибается и заблуждается, — особое свойство человека. Такая любовь рождается тогда, когда ты понимаешь, что все люди — твои братья; что они погрязли в невежестве и заблуждаются не по своей воле

  • Приспособиться к тому окружению, в котором тебе предназначено жить, и проявляй истинную любовь к своим братьям, которыми окружила тебя судьба

Поступки, дела

  • Не думай, что позорно принимать помощь. Ты должен исполнять предназначенный тебе долг, как солдат на посту
  • Если что-то кажется тебе слишком трудным, не думай, что это за пределами сил человека. И наоборот, если какой-либо человек может совершить тот или иной достойный поступок, значит, такой же поступок в состоянии совершить и ты

  • Совершай каждый поступок так, как если бы он был последним в твоей жизни
  • Есть такие люди, которые, оказав тебе услугу, тут же объявят, что ты им обязан
  • Если человек причинил тебе зло, немедленно удостоверься, сделал ли он это из добрых или из злых побуждений. Ибо, когда ты увидишь это, ты почувствуешь к нему жалость и не станешь ни удивляться, ни сердиться

  • Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспоминать на склоне жизни
  • Смешно это: собственной порочности не избегать, хоть это и возможно, а чужую избегать, что никак невозможно
  • Часто несправедлив тот, кто не делает чего-либо, а не только тот, кто что-либо делает
  • Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу

Жизнь, человек

  • Приспособиться к тому окружению, в котором тебе предназначено жить, и проявляй истинную любовь к своим братьям, которыми окружила тебя судьба

  • Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы — вот совершенство характера. Наша жизнь — это то, во что ее превращают наши мысли

  • Для счастливой жизни нужно совсем немного. Все дело в самом человеке, в его образе мышления
  • Безразлично, будешь ли ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет ли же десяти тысяч лет. Ибо что увидишь ты нового?
  • Все настоящее — мгновение вечности
  • Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся
  • Ни с кем не случается ничего такого, чего он не в силах был бы вынести
  • Что же такое вечная слава? Сущая суета. Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят
  • Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности
  • Испробуй, не подойдет ли тебе жизнь достойного человека, довольствующегося справедливостью своего деяния и благожелательностью своего душевного склада

  • Ищи радости и покоя единственного в том, чтобы от общественного деяния переходить к общественному деянию
  • Как ты сам — один из составляющих гражданскую совокупность, так и всякое твое деяние пусть входит в состав гражданской жизни. А если какое-нибудь твое деяние не соотнесено, непосредственно или отдаленно, с общественным назначением, то оно, значит, разрывает жизнь и не дает ей быть единой

  • Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука руке, нога ноге и верхняя челюсть — нижней
  • Настоящий способ мстить врагу — это не походить на него
  • Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни

  • Несправедливый, делая себя злым, себе же делает зло
  • Никогда не расценивай как полезное тебе что-нибудь такое, что вынудит тебя когда-нибудь нарушить верность, забыть стыд, возненавидеть другого

  • Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым
  • Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке

  • Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью

  • Смерть, так же как и рождение, — тайна природы. Это одни и те же элементы, с одной стороны соединяющиеся, с другой разлагающиеся в одни и те же начала. В смерти нет ничего отталкивающего для разумного существа или для плана нашего строения

  • Совершенство нравов состоит в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним, без тревоги, без трусости, без притворства

  • Счастлив тот, у кого в собственной душе святая святых
  • Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве
  • Говорить правду — это не столько дело воли, сколько привычки
  • Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей

  • Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза

  • Если кто меня оскорбил — это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе

Ссылки

Сочинения Марка Аврелия

Источники

Литература

  • Grant M. The Antonines: The Roman Empire in Transition. NY, 1994.
  • Robertson A.S. The Antonine Wall: A Handbook to the Surviving Remains. 4th ed. Glasgow, 1990.
  • Birley A. Marcus Aurelius. A Biography. L., 2001

"Вокруг света" о Марке Аврелии

Cтатьи

Телепрограммы

Материалы "Телеграфа"

  • Каракалла Македонский (в честь императора-философа Марка Аврелия император Септимий Север назвал своего сына Каракаллу)

Примечания

  1. Возможно это была оспа, сыпной тиф или бубонная чума — болезни, принесенные римскими солдатами с Востока после окончания очередной войны против Парфии (Grant M. The Antonines: The Roman Empire in Transition. NY, 1994. P. 32)
  2. На площади Пьяцца дель Кампидольо — сейчас стоит копия статуи Марка Аврелия, оригинал которой находится в музее "Пьяцца дель Кампидольо"
  3. См. обстоятельную статью, посвященная литературным и философским особенностям "Размышлений": Унт Я. Размышления как литературный и философский памятник // Марк Аврелий Антонин. Размышления. СПб., 1993. С. 93—114

--Axenophontov 04:05, 26 апреля 2007 (MSD)