Версия 23:01, 26 июля 2009 (править)
Axenophontov (Обсуждение | вклад)

← К предыдущему изменению
Текущая версия (17:36, 25 марта 2013) (править)
Zakirova (Обсуждение | вклад)

 
Строка 1: Строка 1:
<descr>Из «Размышлений» Марка Аврелия: «Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся». «Настоящий способ мстить врагу — это не походить на него».</descr> <descr>Из «Размышлений» Марка Аврелия: «Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся». «Настоящий способ мстить врагу — это не походить на него».</descr>
-[[Изображение:Marcus-Aurelius-Antoninus.jpg|right|thumbnail|250px|Марк Аврелий. Государственные музеи [[Берлин]]а]]+[[Изображение:Marcus_Aurelius.jpg|thumbnail|right|350px|<p align="justify"> Бронзовая статуя императора Марка Аврелия (176 г.; 3.5 м; Новый музей в Палаццо деи Консерватори, Капитолийские музеи. [[Рим]]). В период Средних веков конная статуя сохранилась только благодаря тому, что ее ошибочно принимали за изображение императора [[ Константин Великий|Константина]], разрешившего свободное вероисповедание [[христианство|христианства]] в [[Римская империя|Римской империи]]. Копия этой статуи стоит на Капитолийском холме в [[Рим]]е</p>]]
-<p align=justify>'''Марк Аврелий Антонин''', Marcus Aurelius Antoninus Augustus ([[латинский язык|лат.]]), Marcus Aurelius ([[английский язык|англ.]]) — римский император, прославленный "философ на троне". Правил с [[7 марта]] [[161 год н.э.|161]] до [[17 марта]] [[180 год н.э.|180]]: с [[161 год н.э.|161]] по [[169 год н.э.|169]] — вместе со своим названным братом Луцием Вером; с [[177 год н.э.|177]] до [[17 марта]] [[180 год н.э.|180]] — со своим сыном [[Коммод Антонин|Коммодом]]). Родился [[26 апреля]] [[121 год н.э.|121]] и был усыновлен своим дядей [[Антонин Пий|Антонином Пием]], будущим императором. Умер [[17 марта]] [[188 год н.э.|180]] в [[Вена|Виндобоне]] от морового поветрия<ref>Возможно это была оспа, сыпной тиф или бубонная чума — болезни, принесенные римскими солдатами с Востока после окончания очередной войны против [[Парфия|Парфии]] (Grant M. The Antonines: The Roman Empire in Transition. NY, 1994. P. 32)</ref>. </p>+<p align="justify">'''Марк Аврелий Антонин''', Marcus Aurelius Antoninus Augustus ([[латинский язык|лат.]]), Marcus Aurelius ([[английский язык|англ.]]) — римский император, прославленный "философ на троне". Правил с [[7 марта]] [[161 год н.э.|161]] до [[17 марта]] [[180 год н.э.|180]]: с [[161 год н.э.|161]] по [[169 год н.э.|169]] — вместе со своим названным братом Луцием Вером; с [[177 год н.э.|177]] до [[17 марта]] [[180 год н.э.|180]] — со своим сыном [[Коммод Антонин|Коммодом]]). Родился [[26 апреля]] [[121 год н.э.|121]] в [[Рим]]е и был усыновлен своим дядей [[Антонин Пий|Антонином Пием]], будущим императором. Умер [[17 марта]] [[188 год н.э.|180]] в [[Вена|Виндобоне]] от морового поветрия<ref>Возможно, это была оспа, сыпной тиф или бубонная чума — болезни, принесенные римскими солдатами с Востока после окончания очередной войны против [[Парфия|Парфии]] (Grant M. The Antonines: The Roman Empire in Transition. NY, 1994. P. 32)</ref>. </p>
==Юность== ==Юность==
-<p align=justify>В силу своего рождения Марк Аврелий получил прекрасное образование: учителем латинского красноречия был [[Фронтон, Марк Корнелий|Фронтон]], а греческого — [[Герод Аттик]]. Философии его обучали платоник Александр, перипатетик Клавдий Север, стоик Аполлоний из [[Халкедон]]а, но главным его наставником стал [[Рустик, Квинт Юний|Квинт Юний Рустик]], который познакомил его с трудами [[Эпиктет]]а.+<p align="justify">В силу своего рождения Марк Аврелий получил прекрасное образование: учителем латинского красноречия был [[Фронтон, Марк Корнелий|Фронтон]], а греческого — [[Герод Аттик]]. Философии его обучали платоник Александр, перипатетик Клавдий Север, стоик Аполлоний из [[Халкедон]]а, но главным его наставником стал [[Рустик, Квинт Юний|Квинт Юний Рустик]], который познакомил его с трудами [[Эпиктет]]а.
-Через полгода после смерти императора [[Адриан, Публий Элий|Адриана]], Марк Аврелий вступил в должность квестора ([[5 декабря]] [[138 год н.э.|138]]), стал консулом в [[140 год н.э.|140]] и [[145 год н.э.|145]], когда был оформлен его брак с дочерью императора [[Антонин Пий|Антонина Пия]] — Фаустиной Младшей.</p> +Через полгода после смерти императора [[Адриан, Публий Элий|Адриана]] Марк Аврелий вступил в должность квестора ([[5 декабря]] [[138 год н.э.|138]]), стал консулом в [[140 год н.э.|140]] и [[145 год н.э.|145]], когда был оформлен его брак с дочерью императора [[Антонин Пий|Антонина Пия]] — Фаустиной Младшей.</p>
==Первый период правления== ==Первый период правления==
-<p align=justify>[[1 января]] [[161 год н.э.|161]] Марк в третий раз стал консулом и после смерти [[Антонин Пий|Антонина Пия]] началось совместное правление Марка и его названного брата Луция Вера. Почти сразу же началась война против парфян, вторгшихся в римские владения. Положение было тяжелым, но уже в [[163 год н.э.|163]] была отвоевана [[Армения]], в [[164 год н.э.|164]] была захвачена парфянская столица на [[Евфрат, река|Евфрате]] [[Ктесифон]], а в [[166 год н.э.|166]] был заключен выгодный для римлян мир, закрепивший за ними города северо-западной [[Месопотамия|Месопотамии]] — [[Эдесса]], [[Карры]], [[Нисибис]]. Вскоре положение осложнилось и на севере, где варварские племена [[германцы|германцев]] и [[сарматы|сарматов]] вторглись в [[167 год н.э.|167]] в пределы империи. Командование римскими легионами возглавил сам Марк Аврелий и ему удалось к [[175 год н.э.|175]] заключить мир. [[Германцы]] признали римский протекторат и поселились на территории римских гарнизонов.</p>+<p align="justify">[[1 января]] [[161 год н.э.|161]] Марк в третий раз стал консулом, и после смерти [[Антонин Пий|Антонина Пия]] началось совместное правление Марка и его названного брата Луция Вера. Почти сразу же началась война против парфян, вторгшихся в римские владения. Положение было тяжелым, но уже в [[163 год н.э.|163]] была отвоевана [[Армения]], в [[164 год н.э.|164]] была захвачена парфянская столица на [[Евфрат, река|Евфрате]] [[Ктесифон]], а в [[166 год н.э.|166]] был заключен выгодный для римлян мир, закрепивший за ними города северо-западной [[Месопотамия|Месопотамии]] — [[Эдесса]], [[Карры]], [[Нисибис]]. Вскоре положение осложнилось и на севере, где варварские племена [[германцы|германцев]] и [[сарматы|сарматов]] вторглись в [[167 год н.э.|167]] в пределы империи. Командование римскими легионами возглавил сам Марк Аврелий, и ему удалось к [[175 год н.э.|175]] заключить мир. [[Германцы]] признали римский протекторат и поселились на территории римских гарнизонов.</p>
==Второй период правления== ==Второй период правления==
-<p align=justify>В [[175 год н.э.|175]] наместник [[Сирия|Сирии]], видный полководец, отличившийся в войне с [[Парфия|Парфией]], ''Авидий Кассий'', поднял мятеж. Он объявил себя императором, распустив слух о смерти Марка Аврелия. Несмотря на поддержку мятежников наместником [[Египет|Египта]], смута продолжалась недолго и через 3 месяца ''Авидий Кассий'' был убит своими сообщниками. Марк прибыл в восточные провинции позже и посетил [[Александрия|Александрию]], [[Сирия|Сирию]], [[Каппадокия|Каппадокию]], [[Смирна|Смирну]] (cовр. Измир), [[Греция|Грецию]]. В [[176 год н.э.|176]] Марк Аврелий объявил своего сына [[Коммод Антонин|Коммода]] соправителем. Недолго отдохнув в [[Рим]]е, Марк был вынужден отправиться на север, где в [[177 год н.э.|177]] началась новая война с [[германцы|германцами]], закончившаяся в [[179 год н.э.|179]] победой римского оружия. Но воспользоваться плодами своих побед Марк Аврелий уже не смог, ибо скончался [[17 марта]] [[180 год н.э.|180]] в [[Вена|Виндобоне]].+<p align="justify">В [[175 год н.э.|175]] наместник [[Сирия|Сирии]], видный полководец, отличившийся в войне с [[Парфия|Парфией]], ''Авидий Кассий'', поднял мятеж. Он объявил себя императором, распустив слух о смерти Марка Аврелия. Несмотря на поддержку мятежников наместником [[Египет|Египта]], смута продолжалась недолго и через 3 месяца ''Авидий Кассий'' был убит своими сообщниками. Марк прибыл в восточные провинции позже и посетил [[Александрия|Александрию]], [[Сирия|Сирию]], [[Каппадокия|Каппадокию]], [[Смирна|Смирну]] (cовр. Измир), [[Греция|Грецию]]. В [[176 год н.э.|176]] Марк Аврелий объявил своего сына [[Коммод Антонин|Коммода]] соправителем. Недолго отдохнув в [[Рим]]е, Марк был вынужден отправиться на север, где в [[177 год н.э.|177]] началась новая война с [[германцы|германцами]], закончившаяся в [[179 год н.э.|179]] победой римского оружия. Но воспользоваться плодами своих побед Марк Аврелий уже не смог, ибо скончался [[17 марта]] [[180 год н.э.|180]] в [[Вена|Виндобоне]].
-После смерти император был официально обожествлен, в честь его был построен храм и назначены жрецы. Военные деяния Марка Аврелия запечатлены на барельефах 30-метровой колонны в [[Рим]]е, а на Капитолии до сих пор стоит конная статуя императора<ref>На площади Пьяцца дель Кампидольо сейчас стоит копия статуи Марка Аврелия, оригинал которой находится в музее [http://www.italyguides.it/us/roma/rome/capitol/piazza_del_campidoglio.htm "Пьяцца дель Кампидольо"]</ref>.</p>+После смерти император был официально обожествлен, в честь его был построен храм и назначены жрецы. Военные деяния Марка Аврелия запечатлены на барельефах 30-метровой колонны в [[Рим]]е, а на Капитолии до сих пор стоит конная статуя императора<ref>На площади Пьяцца дель Кампидольо сейчас стоит копия статуи Марка Аврелия, оригинал которой находится в музее [http://www.italyguides.it/us/roma/rome/capitol/piazza_del_campidoglio.htm "Пьяцца дель Кампидольо"]</ref>.</p>
==Размышления== ==Размышления==
-<p align=justify>Сочинение "Размышление" или "К самому себе" написано на древнегреческом языке (12 книг) и является уникальным памятником античной литературы, где автор обращается к философии и обсуждает основополагающие для жизни вопросы: об интересах целого, общей пользе, общественной природе человека; о мироустройстве, о жизни и смерти и т.д. В основе этих размышлений лежат положения, тщательно разработанные в философской системе стоицизма, к которой Марк Аврелий прибегает не как к науке, а как к духовному руководству для этичной жизни<ref>См. обстоятельную статью, посвященная литературным и философским особенностям "Размышлений": Унт Я. Размышления как литературный и философский памятник // Марк Аврелий Антонин. Размышления. СПб., 1993. С. 93—114</ref>.</p> +<p align="justify">Сочинение "Размышление", или "К самому себе", написано на древнегреческом языке (12 книг) и является уникальным памятником античной литературы, где автор обращается к философии и обсуждает основополагающие для жизни вопросы: об интересах целого, общей пользе, общественной природе человека; о мироустройстве, о жизни и смерти и т.д. В основе этих размышлений лежат положения, тщательно разработанные в философской системе стоицизма, к которой Марк Аврелий прибегает не как к науке, а как к духовному руководству для этичной жизни<ref>См. обстоятельную статью, посвященную литературным и философским особенностям "Размышлений": Унт Я. Размышления как литературный и философский памятник // Марк Аврелий Антонин. Размышления. СПб., 1993. С. 93—114</ref>.</p>
== Цитаты == == Цитаты ==
'''Любовь к ближнему''' '''Любовь к ближнему'''
-* <p align=justify>Любить тех, кто ошибается и заблуждается, — особое свойство человека. Такая любовь рождается тогда, когда ты понимаешь, что все люди — твои братья; что они погрязли в невежестве и заблуждаются не по своей воле</p>+* <p align="justify">Любить тех, кто ошибается и заблуждается, — особое свойство человека. Такая любовь рождается тогда, когда ты понимаешь, что все люди — твои братья; что они погрязли в невежестве и заблуждаются не по своей воле</p>
-* <p align=justify>Приспособиться к тому окружению, в котором тебе предназначено жить, и проявляй истинную любовь к своим братьям, которыми окружила тебя судьба</p>+* <p align="justify">Приспособься к тому окружению, в котором тебе предназначено жить, и проявляй истинную любовь к своим братьям, которыми окружила тебя судьба</p>
'''Поступки, дела''' '''Поступки, дела'''
* Не думай, что позорно принимать помощь. Ты должен исполнять предназначенный тебе долг, как солдат на посту * Не думай, что позорно принимать помощь. Ты должен исполнять предназначенный тебе долг, как солдат на посту
-* <p align=justify>Если что-то кажется тебе слишком трудным, не думай, что это за пределами сил человека. И наоборот, если какой-либо человек может совершить тот или иной достойный поступок, значит, такой же поступок в состоянии совершить и ты</p>+* <p align="justify">Если что-то кажется тебе слишком трудным, не думай, что это за пределами сил человека. И наоборот, если какой-либо человек может совершить тот или иной достойный поступок, значит, такой же поступок в состоянии совершить и ты</p>
* Совершай каждый поступок так, как если бы он был последним в твоей жизни * Совершай каждый поступок так, как если бы он был последним в твоей жизни
* Есть такие люди, которые, оказав тебе услугу, тут же объявят, что ты им обязан * Есть такие люди, которые, оказав тебе услугу, тут же объявят, что ты им обязан
-* <p align=justify>Если человек причинил тебе зло, немедленно удостоверься, сделал ли он это из добрых или из злых побуждений. Ибо, когда ты увидишь это, ты почувствуешь к нему жалость и не станешь ни удивляться, ни сердиться</p>+* <p align="justify">Если человек причинил тебе зло, немедленно удостоверься, сделал ли он это из добрых или из злых побуждений. Ибо, когда ты увидишь это, ты почувствуешь к нему жалость и не станешь ни удивляться, ни сердиться</p>
* Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспоминать на склоне жизни * Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспоминать на склоне жизни
* Смешно это: собственной порочности не избегать, хоть это и возможно, а чужую избегать, что никак невозможно * Смешно это: собственной порочности не избегать, хоть это и возможно, а чужую избегать, что никак невозможно
Строка 34: Строка 34:
'''Жизнь, человек''' '''Жизнь, человек'''
-* <p align=justify>Приспособиться к тому окружению, в котором тебе предназначено жить, и проявляй истинную любовь к своим братьям, которыми окружила тебя судьба</p>+* <p align="justify">Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы — вот совершенство характера. Наша жизнь — это то, во что ее превращают наши мысли</p>
-* <p align=justify>Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы — вот совершенство характера. Наша жизнь — это то, во что ее превращают наши мысли</p>+
* Для счастливой жизни нужно совсем немного. Все дело в самом человеке, в его образе мышления * Для счастливой жизни нужно совсем немного. Все дело в самом человеке, в его образе мышления
-* Безразлично, будешь ли ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет ли же десяти тысяч лет. Ибо что увидишь ты нового?+* Безразлично, будешь ли ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет или же десяти тысяч лет. Ибо что увидишь ты нового?
* Все настоящее — мгновение вечности * Все настоящее — мгновение вечности
* Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся * Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся
Строка 43: Строка 42:
* Что же такое вечная слава? Сущая суета. Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят * Что же такое вечная слава? Сущая суета. Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят
* Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности * Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности
-* <p align=justify>Испробуй, не подойдет ли тебе жизнь достойного человека, довольствующегося справедливостью своего деяния и благожелательностью своего душевного склада</p>+* <p align="justify">Испробуй, не подойдет ли тебе жизнь достойного человека, довольствующегося справедливостью своего деяния и благожелательностью своего душевного склада</p>
* Ищи радости и покоя единственного в том, чтобы от общественного деяния переходить к общественному деянию * Ищи радости и покоя единственного в том, чтобы от общественного деяния переходить к общественному деянию
-* <p align=justify>Как ты сам — один из составляющих гражданскую совокупность, так и всякое твое деяние пусть входит в состав гражданской жизни. А если какое-нибудь твое деяние не соотнесено, непосредственно или отдаленно, с общественным назначением, то оно, значит, разрывает жизнь и не дает ей быть единой</p>+* <p align="justify">Как ты сам — один из составляющих гражданскую совокупность, так и всякое твое деяние пусть входит в состав гражданской жизни. А если какое-нибудь твое деяние не соотнесено, непосредственно или отдаленно, с общественным назначением, то оно, значит, разрывает жизнь и не дает ей быть единой</p>
* Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука руке, нога ноге и верхняя челюсть — нижней * Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука руке, нога ноге и верхняя челюсть — нижней
* Настоящий способ мстить врагу — это не походить на него * Настоящий способ мстить врагу — это не походить на него
-* <p align=justify>Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни</p>+* <p align="justify">Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни</p>
* Несправедливый, делая себя злым, себе же делает зло * Несправедливый, делая себя злым, себе же делает зло
-* <p align=justify>Никогда не расценивай как полезное тебе что-нибудь такое, что вынудит тебя когда-нибудь нарушить верность, забыть стыд, возненавидеть другого</p>+* <p align="justify">Никогда не расценивай как полезное тебе что-нибудь такое, что вынудит тебя когда-нибудь нарушить верность, забыть стыд, возненавидеть другого</p>
* Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым * Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым
-* <p align=justify>Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке</p>+* <p align="justify">Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке</p>
-* <p align=justify>Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью</p>+* <p align="justify">Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью</p>
-* <p align=justify>Смерть, так же как и рождение, — тайна природы. Это одни и те же элементы, с одной стороны соединяющиеся, с другой разлагающиеся в одни и те же начала. В смерти нет ничего отталкивающего для разумного существа или для плана нашего строения</p>+* <p align="justify">Смерть, так же как и рождение, — тайна природы. Это одни и те же элементы, с одной стороны соединяющиеся, с другой разлагающиеся в одни и те же начала. В смерти нет ничего отталкивающего для разумного существа или для плана нашего строения</p>
-* <p align=justify>Совершенство нравов состоит в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним, без тревоги, без трусости, без притворства</p>+* <p align="justify">Совершенство нравов состоит в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним, без тревоги, без трусости, без притворства</p>
* Счастлив тот, у кого в собственной душе святая святых * Счастлив тот, у кого в собственной душе святая святых
* Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве * Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве
* Говорить правду — это не столько дело воли, сколько привычки * Говорить правду — это не столько дело воли, сколько привычки
-* <p align=justify>Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей</p>+* <p align="justify">Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей</p>
-* <p align=justify>Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза</p>+* <p align="justify">Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза</p>
-* <p align=justify>Если кто меня оскорбил — это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе</p>+* <p align="justify">Если кто меня оскорбил — это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе</p>
== Ссылки == == Ссылки ==
* [http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/confcent/2001-03/serdukov.htm Философы у власти: Луций Анней Сенека и Марк Аврелий Антонин] * [http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/confcent/2001-03/serdukov.htm Философы у власти: Луций Анней Сенека и Марк Аврелий Антонин]
-* [http://www.roman-emperors.org/marcaur.htm Энциклопедия римских императоров (на англ.языке)]+* [http://www.roman-emperors.org/marcaur.htm Энциклопедия римских императоров (на англ. языке)]
-* [http://www.rvb.ru/18vek/fonvizin/01text/vol2/02articles/254.htm Фонвизин Д.И. Слово похвальное Марку Аврелию]+* [http://www.rvb.ru/18vek/fonvizin/01text/vol2/02articles/254.htm Фонвизин Д. И. Слово похвальное Марку Аврелию]
-* [http://khazarzar.skeptik.net/books/renan/07/renan07.htm Ренан Э.Ж. Марк Аврелий и конец античного мира]+* [http://khazarzar.skeptik.net/books/renan/07/renan07.htm Ренан Э. Ж. Марк Аврелий и конец античного мира]
 +[[Изображение:Columna_de_Marco_Aurelio.jpg|right|thumbnail|300px|<p align="justify">Колонна Марка Аврелия (Columna Centenaria Divorum Marci et Faustinae [[латинский язык|лат.]]). Первоначально 39.7 м, а ныне 29.6-метровую колонну из карарского мрамора, поставленную уже после смерти императора ([[17 марта]] 180) в 193 году, покрывают рельефы, прославляющие победы Марка Аврелия над маркоманами, квадами и сарматами в Маркоманской войне (166—180). В 1589, по приказу [[папа римский|папы римского]] Сикста V, итальянский архитектор Доменик Фонтана реставрировал колонну, уставив на ее вершину бронзовую статую апостола Павла, взамен утраченной статуи императора. [[Рим]], февраль 2010 </p>]]
== Сочинения Марка Аврелия== == Сочинения Марка Аврелия==
Строка 83: Строка 83:
== "Вокруг света" о Марке Аврелии== == "Вокруг света" о Марке Аврелии==
'''Cтатьи''' '''Cтатьи'''
-* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1352/ Март 1994 Гробница Святого Петра] (при Марке Аврелии участок могилы Св.Петра был окружен дополнительной "красной стеной")</p>+* <p align="justify">[http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1352/ Март 1994 Гробница Святого Петра] (при Марке Аврелии участок могилы Св.Петра был окружен дополнительной "красной стеной")</p>
-* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/426/ Ноябрь 2004 Стихия великого переселения] (Марк Аврелий опрометчиво передвинул несколько римских легионов с дунайской границы на восток, после чего разразилась ужасно тяжелая для [[Рим]]а война с германскими племенами [[маркоманы|маркоманов]])</p>+* <p align="justify">[http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/426/ Ноябрь 2004 Стихия великого переселения] (Марк Аврелий опрометчиво передвинул несколько римских легионов с дунайской границы на восток, после чего разразилась ужасно тяжелая для [[Рим]]а война с германскими племенами маркоманов)</p>
'''Телепрограммы''' '''Телепрограммы'''
-* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/cast/610/ 24 июня 2001 Венгрия. Паннония] (на водах в [[Паннония|Паннонии]] лечились даже императоры [[Рим]]а — Марк Аврелий и [[Траян, Марк Ульпий|Марк Траян]])</p>+* <p align="justify">[http://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/cast/610/ 24 июня 2001 Венгрия. Паннония] (на водах в [[Паннония|Паннонии]] лечились даже императоры [[Рим]]а — Марк Аврелий и [[Траян, Марк Ульпий|Марк Траян]])</p>
'''Материалы "Телеграфа"''' '''Материалы "Телеграфа"'''
-* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/597/ Каракалла Македонский] (в честь императора-философа Марка Аврелия император [[Север, Луций Септимий|Септимий Север]] назвал своего сына [[Каракалла, Септимий Бассиан|Каракаллу]])</p>+* <p align="justify">[http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/597/ Каракалла Македонский] (в честь императора-философа Марка Аврелия император [[Север, Луций Септимий|Септимий Север]] назвал своего сына [[Каракалла, Септимий Бассиан|Каракаллу]])</p>
==Примечания== ==Примечания==
<references/> <references/>
--[[Участник:Axenophontov|Axenophontov]] 04:05, 26 апреля 2007 (MSD) --[[Участник:Axenophontov|Axenophontov]] 04:05, 26 апреля 2007 (MSD)

Текущая версия

 Бронзовая статуя императора Марка Аврелия (176 г.; 3.5 м; Новый музей в Палаццо деи Консерватори, Капитолийские музеи. Рим). В период Средних веков конная статуя сохранилась только благодаря тому, что ее ошибочно принимали за изображение императора Константина, разрешившего свободное вероисповедание христианства в Римской империи. Копия этой статуи стоит на Капитолийском холме в Риме
Увеличить

Бронзовая статуя императора Марка Аврелия (176 г.; 3.5 м; Новый музей в Палаццо деи Консерватори, Капитолийские музеи. Рим). В период Средних веков конная статуя сохранилась только благодаря тому, что ее ошибочно принимали за изображение императора Константина, разрешившего свободное вероисповедание христианства в Римской империи. Копия этой статуи стоит на Капитолийском холме в Риме

Марк Аврелий Антонин, Marcus Aurelius Antoninus Augustus (лат.), Marcus Aurelius (англ.) — римский император, прославленный "философ на троне". Правил с 7 марта 161 до 17 марта 180: с 161 по 169 — вместе со своим названным братом Луцием Вером; с 177 до 17 марта 180 — со своим сыном Коммодом). Родился 26 апреля 121 в Риме и был усыновлен своим дядей Антонином Пием, будущим императором. Умер 17 марта 180 в Виндобоне от морового поветрия[1].

Содержание

Юность

В силу своего рождения Марк Аврелий получил прекрасное образование: учителем латинского красноречия был Фронтон, а греческого — Герод Аттик. Философии его обучали платоник Александр, перипатетик Клавдий Север, стоик Аполлоний из Халкедона, но главным его наставником стал Квинт Юний Рустик, который познакомил его с трудами Эпиктета. Через полгода после смерти императора Адриана Марк Аврелий вступил в должность квестора (5 декабря 138), стал консулом в 140 и 145, когда был оформлен его брак с дочерью императора Антонина Пия — Фаустиной Младшей.

Первый период правления

1 января 161 Марк в третий раз стал консулом, и после смерти Антонина Пия началось совместное правление Марка и его названного брата Луция Вера. Почти сразу же началась война против парфян, вторгшихся в римские владения. Положение было тяжелым, но уже в 163 была отвоевана Армения, в 164 была захвачена парфянская столица на Евфрате Ктесифон, а в 166 был заключен выгодный для римлян мир, закрепивший за ними города северо-западной Месопотамии — Эдесса, Карры, Нисибис. Вскоре положение осложнилось и на севере, где варварские племена германцев и сарматов вторглись в 167 в пределы империи. Командование римскими легионами возглавил сам Марк Аврелий, и ему удалось к 175 заключить мир. Германцы признали римский протекторат и поселились на территории римских гарнизонов.

Второй период правления

В 175 наместник Сирии, видный полководец, отличившийся в войне с Парфией, Авидий Кассий, поднял мятеж. Он объявил себя императором, распустив слух о смерти Марка Аврелия. Несмотря на поддержку мятежников наместником Египта, смута продолжалась недолго и через 3 месяца Авидий Кассий был убит своими сообщниками. Марк прибыл в восточные провинции позже и посетил Александрию, Сирию, Каппадокию, Смирну (cовр. Измир), Грецию. В 176 Марк Аврелий объявил своего сына Коммода соправителем. Недолго отдохнув в Риме, Марк был вынужден отправиться на север, где в 177 началась новая война с германцами, закончившаяся в 179 победой римского оружия. Но воспользоваться плодами своих побед Марк Аврелий уже не смог, ибо скончался 17 марта 180 в Виндобоне. После смерти император был официально обожествлен, в честь его был построен храм и назначены жрецы. Военные деяния Марка Аврелия запечатлены на барельефах 30-метровой колонны в Риме, а на Капитолии до сих пор стоит конная статуя императора[2].

Размышления

Сочинение "Размышление", или "К самому себе", написано на древнегреческом языке (12 книг) и является уникальным памятником античной литературы, где автор обращается к философии и обсуждает основополагающие для жизни вопросы: об интересах целого, общей пользе, общественной природе человека; о мироустройстве, о жизни и смерти и т.д. В основе этих размышлений лежат положения, тщательно разработанные в философской системе стоицизма, к которой Марк Аврелий прибегает не как к науке, а как к духовному руководству для этичной жизни[3].

Цитаты

Любовь к ближнему

  • Любить тех, кто ошибается и заблуждается, — особое свойство человека. Такая любовь рождается тогда, когда ты понимаешь, что все люди — твои братья; что они погрязли в невежестве и заблуждаются не по своей воле

  • Приспособься к тому окружению, в котором тебе предназначено жить, и проявляй истинную любовь к своим братьям, которыми окружила тебя судьба

Поступки, дела

  • Не думай, что позорно принимать помощь. Ты должен исполнять предназначенный тебе долг, как солдат на посту
  • Если что-то кажется тебе слишком трудным, не думай, что это за пределами сил человека. И наоборот, если какой-либо человек может совершить тот или иной достойный поступок, значит, такой же поступок в состоянии совершить и ты

  • Совершай каждый поступок так, как если бы он был последним в твоей жизни
  • Есть такие люди, которые, оказав тебе услугу, тут же объявят, что ты им обязан
  • Если человек причинил тебе зло, немедленно удостоверься, сделал ли он это из добрых или из злых побуждений. Ибо, когда ты увидишь это, ты почувствуешь к нему жалость и не станешь ни удивляться, ни сердиться

  • Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспоминать на склоне жизни
  • Смешно это: собственной порочности не избегать, хоть это и возможно, а чужую избегать, что никак невозможно
  • Часто несправедлив тот, кто не делает чего-либо, а не только тот, кто что-либо делает
  • Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу

Жизнь, человек

  • Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы — вот совершенство характера. Наша жизнь — это то, во что ее превращают наши мысли

  • Для счастливой жизни нужно совсем немного. Все дело в самом человеке, в его образе мышления
  • Безразлично, будешь ли ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет или же десяти тысяч лет. Ибо что увидишь ты нового?
  • Все настоящее — мгновение вечности
  • Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся
  • Ни с кем не случается ничего такого, чего он не в силах был бы вынести
  • Что же такое вечная слава? Сущая суета. Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят
  • Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности
  • Испробуй, не подойдет ли тебе жизнь достойного человека, довольствующегося справедливостью своего деяния и благожелательностью своего душевного склада

  • Ищи радости и покоя единственного в том, чтобы от общественного деяния переходить к общественному деянию
  • Как ты сам — один из составляющих гражданскую совокупность, так и всякое твое деяние пусть входит в состав гражданской жизни. А если какое-нибудь твое деяние не соотнесено, непосредственно или отдаленно, с общественным назначением, то оно, значит, разрывает жизнь и не дает ей быть единой

  • Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука руке, нога ноге и верхняя челюсть — нижней
  • Настоящий способ мстить врагу — это не походить на него
  • Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни

  • Несправедливый, делая себя злым, себе же делает зло
  • Никогда не расценивай как полезное тебе что-нибудь такое, что вынудит тебя когда-нибудь нарушить верность, забыть стыд, возненавидеть другого

  • Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым
  • Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке

  • Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью

  • Смерть, так же как и рождение, — тайна природы. Это одни и те же элементы, с одной стороны соединяющиеся, с другой разлагающиеся в одни и те же начала. В смерти нет ничего отталкивающего для разумного существа или для плана нашего строения

  • Совершенство нравов состоит в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним, без тревоги, без трусости, без притворства

  • Счастлив тот, у кого в собственной душе святая святых
  • Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве
  • Говорить правду — это не столько дело воли, сколько привычки
  • Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей

  • Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза

  • Если кто меня оскорбил — это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе

Ссылки

Колонна Марка Аврелия (Columna Centenaria Divorum Marci et Faustinae лат.). Первоначально 39.7 м, а ныне 29.6-метровую колонну из карарского мрамора,  поставленную уже после смерти императора (17 марта 180) в 193 году, покрывают рельефы, прославляющие победы Марка Аврелия над маркоманами, квадами и сарматами в Маркоманской войне (166—180). В 1589, по приказу папы римского Сикста V,  итальянский архитектор Доменик Фонтана реставрировал колонну, уставив на ее вершину бронзовую статую апостола Павла, взамен утраченной статуи императора. Рим, февраль 2010
Увеличить

Колонна Марка Аврелия (Columna Centenaria Divorum Marci et Faustinae лат.). Первоначально 39.7 м, а ныне 29.6-метровую колонну из карарского мрамора, поставленную уже после смерти императора (17 марта 180) в 193 году, покрывают рельефы, прославляющие победы Марка Аврелия над маркоманами, квадами и сарматами в Маркоманской войне (166—180). В 1589, по приказу папы римского Сикста V, итальянский архитектор Доменик Фонтана реставрировал колонну, уставив на ее вершину бронзовую статую апостола Павла, взамен утраченной статуи императора. Рим, февраль 2010

Сочинения Марка Аврелия

Источники

Литература

  • Grant M. The Antonines: The Roman Empire in Transition. NY, 1994.
  • Robertson A.S. The Antonine Wall: A Handbook to the Surviving Remains. 4th ed. Glasgow, 1990.
  • Birley A. Marcus Aurelius. A Biography. L., 2001

"Вокруг света" о Марке Аврелии

Cтатьи

Телепрограммы

Материалы "Телеграфа"

  • Каракалла Македонский (в честь императора-философа Марка Аврелия император Септимий Север назвал своего сына Каракаллу)

Примечания

  1. Возможно, это была оспа, сыпной тиф или бубонная чума — болезни, принесенные римскими солдатами с Востока после окончания очередной войны против Парфии (Grant M. The Antonines: The Roman Empire in Transition. NY, 1994. P. 32)
  2. На площади Пьяцца дель Кампидольо сейчас стоит копия статуи Марка Аврелия, оригинал которой находится в музее "Пьяцца дель Кампидольо"
  3. См. обстоятельную статью, посвященную литературным и философским особенностям "Размышлений": Унт Я. Размышления как литературный и философский памятник // Марк Аврелий Антонин. Размышления. СПб., 1993. С. 93—114

--Axenophontov 04:05, 26 апреля 2007 (MSD)

К этой странице обращались 37 048 раз(а).