Версия 20:56, 25 августа 2007 (править)
Axenophontov (Обсуждение | вклад)

← К предыдущему изменению
Версия 14:34, 15 мая 2009 (править)
Axenophontov (Обсуждение | вклад)
(Жизнь и труды)
К след. изменению →
Строка 1: Строка 1:
-<p align=justify>'''Иога́нн Во́льфганг фон Гёте''', Johann Wolfgang von Goethe (нем.) (родился [[28 августа]] [[1749]] во [[Франкфурт-на-Майне|Франкфурте-на-Майне]], скончался [[22 марта]] [[1832]] в [[Веймар]]е) — крупнейший немецкий поэт и мыслитель. </p>+[[Изображение:Goethe.jpg|right|thumbnail|300px|Луиза Зайдлер. Иоганн Вольфганг фон Гёте. 1811. Веймар. Фонд веймарских классиков]]
 +<p align=justify>'''Иога́нн Во́льфганг фон Гёте''', Johann Wolfgang von Goethe ([[немецкий язык|нем.]]) (родился [[28 августа]] [[1749]] во [[Франкфурт-на-Майне|Франкфурте-на-Майне]], скончался [[22 марта]] [[1832]] в [[Веймар]]е) — крупнейший немецкий поэт и мыслитель, знаменитый своей великой трагедией "Фауст". </p>
 +== Жизнь и труды==
 +'''1749 — 1771'''
 +<p align=justify>Гёте родился в семье зажиточного бюргера и поэтому смог получить хорошее домашнее образование. В [[1765]] молодой Гёте поступил на юридическое отделение университета [[Лейпциг]]а. Впрочем, гораздо больше сил Гёте отдал не премудростям немецкого права, а занятиям литературой, посещая поэтические классы [[Геллерт Христиан-Фюрхтеготт|Христиана-Фюрхтеготта Геллерта]], известного баснописца и романиста эпохи Просвещения. Выпустив первый поэтический сборник ([[1770]]) в традициях рококо, молодой поэт не без влияния трудов немецких критиков [[Лессинг, Готхольд Эфраим|Лессинга]] и [[Виланд, Кристоф Мартин|Вилланда]] овладел приемами версификации и драматургии, и став автором довольно значительного числа произведений, все же не чувствовал родства с господствовавшей поэтической школой. После серьезной болезни во [[Франкфурт-на-Майне|Франкфурте]] Гёте по желанию отца приехал [[Страсбург]], где в конце августа [[1771]] защитил диссертацию по праву. Однако подлинным событием жизни в [[Страсбург]]е стало для Гёте знакомство с [[Гердер, Иоганн Готфрид|Гердером]] — ведущей фигурой движения "Бури и натиска". Именно [[Гердер, Иоганн Готфрид|Гердер]] заинтересовал молодого поэта творчеством [[Шекспир, Уильям|Шекспира]] и [[Оссиан]]а, и обратил его внимание на народную немецкую поэзию. </p>
-<p align=justify>[[1 февраля]] [[1774]] '''Гёте''', тогда начинающий адвокат в заштатном городке Вецлар (земля Гессен), начал работать над романом в письмах "Страдания юного Вертера". Это произведение возымело такой успех, который более не выпадал на долю '''Гёте''' за всю его долгую и плодотворную творческую жизнь. [[7 мая 1791]] в [[Веймар]]е открылся придворный театр под руководством Гёте. </p>+'''1772 — 1832'''
-<ref> </ref>+<p align=justify>Недостаток средств вынудил молодого Гёте воспользоваться своим дипломом адвоката — и в [[1772]] он получил место в Имперской судебной палате городка [[Вецлар]] (земля [[Гессен]]), а в [[1775]] принял приглашение [[Карл-Август Саксен-Веймар-Эйзенахский|Карла-Августа]], великого герцога Саксен-Веймар-Эйзенахского, и занял пост его советника. Следующие 10 лет прошли для Гёте в самом центре придворного общества, где он занимался всевозможными видами деятельности — от организации балов и пикников до надсмотра за строительством дорог и набором рекрутов. А дружба с герцогом дала Гёте возможность посвятить себя не только литературному творчеству, но и изучению наук — геологии, минералогии, ботаники и сравнительной анатомии. В [[1786]] — [[1788]] поэт отправился в [[Италия|Италию]], где изучал историю античного искусства, занимался лепкой и рисованием. В [[1792]] — [[1793]] Гёте принял участие в военных действиях на стороне австро-прусской коалиции, намеревавшейся восстановить монархию во [[Франция|Франции]] ([[20 сентября]] [[1792]] — битва при [[Вальми]]; [[14 апреля]] — [[23 июля]] [[1793]] — осада [[Майнц]]а). [[15 октября]] [[1806]] французские солдаты оккупировали [[Веймар]] и ворвались в дом поэта. Только благодаря Христиане Вульпиус — любовнице Гёте, не потерявшей присутствия духа, удалось их утихомирить и выпроводить. [[19 октября]] поэт официально сочетался браком с Христианой после 17 лет совместной жизни. </p>
 +<p align=justify> Годы после [[1793]] Гёте посвятил исключительно литературным занятиям. В [[1808]] вышло в свет 12-томное собрание сочинений поэта, в составе которого была впервые опубликована I часть "Фауста". В последние годы жизни поэтом было написано еще несколько крупных произведений — "Западно-восточный диван" и "Годы странствий Вильгельма Мейстера", и завершена вторая часть "Фауста". [[22 марта]] [[1832]] Гёте скончался в [[Веймар]]е и был похоронен в великогерцогской усыпальнице<ref>[http://gonzo.uni-weimar.de/~wis/rundgang/5_e.html Историческое кладбище в Веймаре]</ref>.</p>
== Цитаты == == Цитаты ==
-* Есть люди, рассчитывающие на недостатки своих врагов; из этого, однако, ничего не выходит. Я всегда имел в виду заслуги моих противников и извлекал из этого пользу+ 
-* Высказать мнение значит как бы подвинуть пешку в шахматной игре: пешка может погибнуть, но партия начинается и может быть выиграна+'''Жизнь'''
 + 
 +* <p align=justify>Большинство людей работает большую часть времени, чтобы жить, и незначительное свободное время, остающееся у них, настолько тревожит их, что они всеми способами стараются избавиться от него</p>
 +* В жизни дело идет о жизни, а не о каком-то результате ее
 +* Жизнь — это долг, хотя б она была мгновением
 +* Жизнь — прекраснейшая из выдумок природы
 +* Всякий, кто не верит в будущую жизнь, мертв и для этой
 +* Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой
 +* Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем
 + 
 +'''Природа'''
 +* Природа — творец всех творцов
 +* Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей
 +* Природа — единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание
 +* Законам природы люди повинуются, даже когда борются против них
 +* Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельность
 +* Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует
 + 
 +'''Наука, познание'''
 +* <p align=justify>Как можно познать себя? Только путем действия, но никогда — путем созерцания. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас познаешь себя</p>
 +* Конечно, обдумывай "что", но еще больше обдумывай "как"!
 +* Научиться можно только тому, что любишь
 +* Когда у меня нет новых и новых идей для обработки, я точно больной
 +* <p align=justify>Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности, и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине, и не всякий может отыскать ее</p>
 +* Мастер познается в самоограничении
 +* <p align=justify>Высказать мнение значит как бы подвинуть пешку в шахматной игре: пешка может погибнуть, но партия начинается и может быть выиграна</p>
* Искусство есть посредник того, что нельзя высказать * Искусство есть посредник того, что нельзя высказать
-* Обращайтесь с женщиной осторожно! Она сделана из кривого ребра, Бог не сумел создать ее прямее; если захочешь выпрямить ее, она поломается; оставишь ее в покое, она станет еще кривее 
* Потеря времени тяжелее всего для того, кто больше знает * Потеря времени тяжелее всего для того, кто больше знает
-* Когда у меня нет новых и новых идей для обработки, я точно больной 
-* Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности, и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине, и не всякий может отыскать ее 
-* Манеры человека — это зеркало, в котором отражается его портрет 
* Всякая разумная мысль уже приходила кому-нибудь в голову, нужно только постараться еще раз к ней прийти * Всякая разумная мысль уже приходила кому-нибудь в голову, нужно только постараться еще раз к ней прийти
-* Большинство людей работает большую часть времени, чтобы жить, и незначительное свободное время, остающееся у них, настолько тревожит их, что они всеми способами стараются избавиться от него+* Можно признать идею полезной, но не уметь ею пользоваться
-* В жизни дело идет о жизни, а не о каком-то результате ее+* Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм
-* Я предпочитаю вредную истину полезной ошибке, истина сама исцеляет зло, которое причинила+* Суеверие — поэзия жизни, так что поэту не стыдно быть суеверным
-* Мастер познается в самоограничении+ 
-* Как можно познать себя? Только путем действия, но никогда - путем созерцания. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас познаешь себя+'''Человек, общество, нравы'''
-* Отваге нельзя ни научиться, ни разучиться+
* Государь, который не собирает вокруг себя всех даровитых и достойных людей, есть полководец без армии * Государь, который не собирает вокруг себя всех даровитых и достойных людей, есть полководец без армии
* Публика любит, чтобы с нею обходились как с женщинами, которым говори лишь то, что им приятно слышать * Публика любит, чтобы с нею обходились как с женщинами, которым говори лишь то, что им приятно слышать
-* Нет ничего ненавистнее большинства: дорогу должно указывать небольшое число сильных людей, масса должна идти вслед за ними, не сознавая своей воли+* <p align=justify>Нет ничего ненавистнее большинства: дорогу должно указывать небольшое число сильных людей, масса должна идти вслед за ними, не сознавая своей воли</p>
-* Всякий, кто не верит в будущую жизнь, мертв и для этой+
* Из всех воров дураки самые вредные: они одновременно похищают у нас время и настроение * Из всех воров дураки самые вредные: они одновременно похищают у нас время и настроение
-* Конечно, обдумывай "что", но еще больше обдумывай "как"!+* <p align=justify>Есть люди, рассчитывающие на недостатки своих врагов; из этого, однако, ничего не выходит. Я всегда имел в виду заслуги моих противников и извлекал из этого пользу</p>
-* Природа - творец всех творцов+* <p align=justify>Обращайтесь с женщиной осторожно! Она сделана из кривого ребра, Бог не сумел создать ее прямее; если захочешь выпрямить ее, она поломается; оставишь ее в покое, она станет еще кривее</p>
-* Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей+* Манеры человека — это зеркало, в котором отражается его портрет
-* Природа - единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание+* По выбранной мужчиной невесте легко судить, каков он, и знает ли он себе цену
-* Законам природы люди повинуются, даже когда борются против них+* Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком
-* Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельность+* Лишь в людях себя познать способен человек
-* +
-* +
-* +
-* +
-* +
-* +
-* +
-* +
-* +
-* +
-* +
-* +
-* +
-* +
-* +
-* +
-* +
-* +
-* +
-* +
-* +
-* Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем+
* Человека формирует все великое * Человека формирует все великое
-* Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя+* Лишь все человечество вместе является истинным человеком
 + 
 +'''Достоинства'''
 +* Я предпочитаю вредную истину полезной ошибке, истина сама исцеляет зло, которое причинила
 +* Отваге нельзя ни научиться, ни разучиться
 +* <p align=justify>Не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, а то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих</p>
 +* Большая часть бед во всем мире происходит от того, что люди недостаточно точно понимают свои цели
 +* Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых
 +* Смелые мысли играют роль передовых шашек: они гибнут, но обеспечивают победу
 +* Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует
 +* Недостаточно только получить знания: надо найти им приложение
* Кто долго раздумывает, не всегда находит лучшее решение * Кто долго раздумывает, не всегда находит лучшее решение
* Любовь к истине проявляется в умении везде найти и оценить хорошее * Любовь к истине проявляется в умении везде найти и оценить хорошее
 +'''Недостатки'''
 +* <p align=justify>Суеверие составляет элемент самого существа человека; иной раз нам кажется, что мы совершенно от него избавились, а оно между тем прячется в потайные уголки и вдруг снова появляется, когда считает себя в полной безопасности</p>
 +* Самый тонкий волос тоже бросает тень
 +* Недостаточно только желать: надо делать
 +* Без пользы жить — безвременная смерть
 +* Мы рабы вещей и выглядим ничтожными или важными в зависимости от того, теснят они нас или оставляют нам достаточно простора
 +* Самое большое рабство — не обладая свободой, считать себя свободным
 +* Двух вещей очень трудно избежать: тупоумия — если замкнуться в своей специальности, и неосновательности - если выйти из нее
 +* Вдохновение — это не селедка, которую можно засолить на многие годы
 +* Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя
 +* Нет ничего опаснее для новой истины, чем старое заблуждение
-== Ссылки == 
-*  
-*  
-*  
-*  
-*  
-*  
-*  
-*  
-*  
== Сочинения == == Сочинения ==
* [http://www.litera.ru/stixiya/authors/gete/all.html Иоганн Гёте. Все стихотворения] * [http://www.litera.ru/stixiya/authors/gete/all.html Иоганн Гёте. Все стихотворения]
 +* [http://spintongues.msk.ru/goethe2.htm Четыре элегии из цикла EROTICA ROMANA]
 +* [http://www.classic-book.ru/lib/sa/author/352 Отдельные произведения Гёте] ("Фауст", "Западно-восточный диван" (отрывки), "Разговоры немецких беженцев" и др.)
 +* [http://psyfactor.org/lib/gete.htm Очерк учения о цвете (отрывки)]
 +* [http://www.gutenberg.org/browse/authors/g#a586 Сочинения] (на нем. языке и в переводах на европейские языки)
 +* [http://www.sternenfall.de/gedichte--Goethe.html Сочинения]
 +* [http://literaturnetz.org/autoren/johann_wolfgang_von_goethe Сочинения]
 +* Театральное призвание Вильгельма Мейстера. Л., 1981
 +* Западно-восточный диван. М., 1988
 +
 +== Ссылки ==
 +'''Русскоязычные ресурсы'''
 +* [http://nibiryukov.narod.ru/nb_pinacoteca/nbr_pinacoteca_philosophers_goethe.htm#Goethe Галерея портретов Гёте]
 +* [http://www.ssga.ru/erudites_info/peoples/gete/index.html И.-В.Гёте. Его жизнь и литературная деятельность]
 +* [http://www.libfl.ru/win/nbc/books/goethe.html Гёте в русской поэзии]
 +* [http://www.utoronto.ca/tsq/08/kuznecova08.shtml А.Кузнецова. Цветаева и Гёте]
 +* [http://www.abratsev.narod.ru/kaulbach/kaulbach.html "Галерея Гёте"]
 +* [http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1999/6/averinz.html С.Аверинцев. Гёте и Пушкин]
 +* [http://www.elibrary.ru/books/vernadsky/2.1.6.htm Мысли и замечания о Гёте как натуралисте]
 +* [http://www.rvb.ru/swassjan/toc_goethe.htm К.А.Свасьян. Философское мировоззрение Гёте]
 +* [http://www.geteiogann.net.ru/tip-sa-autor-25/ Статьи о Гёте]
 +* [http://slovo-online.ru/ru/direction/classics/.2906.html Хронология создания "Фауста"]
 +* [http://infostore.org/info/398378 К 250-летнему юбилею Гёте. Чудное мгновение. Гёте, Пушкин, Руссо и Жуковский]
 +* [http://www.tomsk.fio.ru/works/87/wodjankina/index.htm Звезда Гёте]
 +* [http://www.lomonossow.de/2006_01/1_06_goethe.pdf Гёте и русская философская поэзия]
 +* [http://culture.niv.ru/doc/philosophy/philosophy-culture/009.htm Гёте и романтики]
 +* [http://macroevolution.narod.ru/vasiljeva2.htm Л.Н.Васильева. Гёте и Линней: две типологии]
 +* [http://sem44.narod.ru/ekkerman/ekkerman.htm И.П.Эккерман. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни]
 +* [http://ideashistory.org.ru/pdfs/39laptinskaia.pdf С.В.Лаптинская. PHILOSOPHIA NATURALIS Гёте : от эпохи Просвещения к постсовременности]
 +* [http://www.svoboda.org/programs/OTB/2001/OBT.121201.asp Гёте в России]
 +* [http://gazeta.aif.ru/online/dochki/322/42_01 Музы великого Гёте]
 +* [http://www.assorti.de/index2.php?option=content&task=view&id=129&pop=1&page=3 Женщины Гёте]
 +* [http://www.goethe.de/ins/ru/mos/ruindex.htm Немецкий культурный центр им. Гёте в Москве]
 +* [http://www.goethe.de/ins/ru/pet/ruindex.htm Немецкий культурный центр им. Гёте в Санкт-Петербурге]
 +
 +'''Зарубежные ресурсы'''
 +* [http://www.goethehaus-frankfurt.de/welcome.html Дом и музей Гёте во Франкфурте-на-Майне]
 +* [http://www.goethe-museum.com/ Музей Гёте в Дюссельдорфе]
 +* [http://www.goetheanscience.org/index.php Изучение творчества Гёте]
 +* [http://germazope.uni-trier.de/Projects/WBB/woerterbuecher/gwb/wbwelcome Онлайн Словарь к произведениям Гёте]
 +* [http://www.goethezeitportal.de/ Портал "Время Гёте"]
 +* [http://www.goethe-gesellschaft.de/ Литературное общество изучения Гёте]
== Литература == == Литература ==
-* +* Аникст А.А. Творческий путь Гете. М., 1986
-* +* Вильмонт Н.Н. Гёте. История его жизни и творчества. М., 1959
-* +* Жирмунский В.М. Гëте в русской литературе. Л., 1981
-* +* Конради К.О. Гёте. Жизнь и творчество, тт. 1–2. М., 1987
-* +* Шагинян М.С. Гёте. М.-Л., 1950
-* +* Boyle N. Goethe. Der Dichter in seiner Zeit. Aus dem Engl. übers. von Holger Fliessbach. Frankfurt am Main, 2004
-* +* Conrady K.O. Goethe – Leben und Werk. Zürich, 1994
-* +* Borchmeyer D. Goethe. Der Zeitbürger. München, Wien, 1999
 + 
== "Вокруг света" о Гёте== == "Вокруг света" о Гёте==
'''Статьи''' '''Статьи'''
-* [http://www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/archives/?item_id=1669 Август 1980. Возвращение рыси] (во времена '''Гёте''' медведи водились по всей [[Швейцария|Швейцарии]])+* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1669/ Август 1980 Возвращение рыси] (во времена Гёте медведи водились по всей [[Швейцария|Швейцарии]])</p>
-* [http://www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/archives/?item_id=2021 Июль 1983. Сказки с берегов Тезы] (по просьбе '''Гёте''' [[Карамзин, Николай Михайлович|Карамзин]] отправил немецкому поэту образцы русского иконописного письма, среди которых были и 2 работы из [[Холуй|Холуя]])+* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2021/ Июль 1983 Сказки с берегов Тезы] (по просьбе Гёте [[Карамзин, Николай Михайлович|Карамзин]] отправил немецкому поэту образцы русского иконописного письма, среди которых были и 2 работы из [[Холуй|Холуя]])</p>
-* [http://www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/archives/?item_id=2199 Декабрь 1983. «Золотое яблоко» Суздаля] (в [[1815]] '''Гёте''' заинтересовался живописью из [[Суздаль|Суздаля]])+* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2199/ Декабрь 1983 «Золотое яблоко» Суздаля] (в [[1815]] Гёте заинтересовался живописью из [[Суздаль|Суздаля]])</p>
-* [http://www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/archives/?item_id=3369 Апрель 1986. Карнавал без репетиции] (карнавал — единственный праздник, который, по словам '''Гёте''', народ дает себе сам)+* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3369/ Апрель 1986 Карнавал без репетиции] (карнавал — единственный праздник, который, по словам Гёте, народ дает себе сам)</p>
-* [http://www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/archives/?item_id=3463 Сентябрь 1986. Господин Калиостро, живущий на Дворцовой набережной...] ('''Гёте''' считал Калиостро великим врачом, человеком больших дарований)+* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3463/ Сентябрь 1986 Господин Калиостро, живущий на Дворцовой набережной...] (Гёте считал Калиостро великим врачом, человеком больших дарований)</p>
-* [http://www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/archives/?item_id=2232 Ноябрь 1992. Призраки моря] ('''Гёте''' называл миражи "волнами ложного моря")+* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2232/ Ноябрь 1992 Призраки моря] (Гёте называл миражи "волнами ложного моря")</p>
-* [http://www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/archives/?item_id=683 Февраль 1998. Прогулки от Унтер-ден-Линден до Кройцберга] ('''Гёте''' не любил [[Берлин]]а, но здесь жил его друг [[Цельтер, Карл Фридрих|Карл Цельтер]], с которым поэт вел длительную переписку по издательским делам)+* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/683/ Февраль 1998 Прогулки от Унтер-ден-Линден до Кройцберга] (Гёте не любил [[Берлин]]а, но здесь жил его друг [[Цельтер, Карл Фридрих|Карл Цельтер]], с которым поэт вел длительную переписку по издательским делам)</p>
-* [http://www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/archives/?item_id=163 Февраль 2002. Сказки черного леса] (родство [[Баден-Баден]]а и [[Россия|России]] "спровоцировал" '''Гёте''')+* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/163/ Февраль 2002 Сказки черного леса] (родство [[Баден-Баден]]а и [[Россия|России]] "спровоцировал" Гёте)</p>
-* [http://www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/archives/?item_id=587 Октябрь 2003. Особенности национального характера, или зачем немцы моют улицы с мылом] ('''Гёте''' считал, что "немцы усложняют все себе и другим")+* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/587/ Октябрь 2003 Особенности национального характера, или зачем немцы моют улицы с мылом] (Гёте считал, что "немцы усложняют все себе и другим")</p>
-* [http://www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/archives/?item_id=1504 Ноябрь 2005. Что такое мир ислама?] ('''Гёте''' и другие пытливые умы [[Европа|Европы]] входили в ложи [[розенкрейцеры|розенкрейцеров]] или [[масоны|масонов]])+* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/667/ Апрель 2005 Поиск на планете Аэлиты] (железный минерал гетит, названный в честь Гёте, был найден на [[Марс]]е)</p>
 +* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/928/ Июнь 2005 Труба барона Мюнхгаузена] (автор приключений барона [[Мюнхгаузен, Иероним Карл Фридрих фон|Мюнхгаузена]], как и Гёте, был видным деятелем просветительского движения "Буря и натиск")</p>
 +* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1013/ Июль 2005 Прусский дух Унтер-ден-Линден] (листики в форме сердечка дерева гинкго, привезенного [[Гумбольт, Александр фон|Александром Гумбольдтом]] с [[Дальний Восток|Дальнего Востока]], вдохновило Гёте на поэтические строки)</p>
'''Телепрограммы''' '''Телепрограммы'''
-* [http://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/archives/?item_id=648 7 октября 2001. Швейцария. Берн] (По признанию '''Гёте''', [[Берн]] — самый красивый горд из всех, которые он когда-либо видел)+* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/cast/648/ 7 октября 2001 Швейцария. Берн] (по признанию Гёте, [[Берн]] — самый красивый город из всех, которые он когда-либо видел)</p>
-* [http://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/archives/?item_id=418 27 января. 2002. Чехия. Карловы Вары] (на воды в [[Карлсбад]] приезжал за вдохновением и '''Гёте''')+* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/cast/418/ 27 января. 2002 Чехия. Карловы Вары] (на воды в [[Карлсбад]] приезжал за вдохновением и Гёте)</p>
-* [http://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/archives/?item_id=450 14 апреля 2002. Чехия. Алхимики] (легенду об алхимике, продавшем душу дьяволу, использовал '''Гёте''')+* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/cast/450/ 14 апреля 2002 Чехия. Алхимики] (легенду об алхимике, продавшем душу дьяволу, использовал Гёте)</p>
-* [http://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/archives/?item_id=534 22 декабря 2002. Италия. Смерть Калиостро] ('''Гёте''' искал могилу Калиостро на кладбище в [[Палермо]], да так и не нашел ее)+* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/cast/534/ 22 декабря 2002 Италия. Смерть Калиостро] (Гёте искал могилу Калиостро на кладбище в [[Палермо]], да так и не нашел ее)</p>
-* [http://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/archives/?item_id=549 12 декабря 2004. Университеты] (в библиотеке университета [[Тарту]] хранится акварель '''Гёте''')+* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/612/ Ноябрь 2003 Чудо из Чудова] (Гёте очень ценил водку)</p>
-* [http://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/archives/?item_id=538 26 декабря 2004. Чехия. Замки] (Род Лобковицев оказывал покровительство '''Гёте''')+* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/cast/549/ 12 декабря 2004 Университеты] (в библиотеке университета [[Тарту]] хранится акварель Гёте)</p>
 +* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/cast/538/ 26 декабря 2004 Чехия. Замки] (род Лобковицев оказывал покровительство Гёте)</p>
 +* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1504/ Ноябрь 2005 Что такое мир ислама?] (Гёте и другие пытливые умы [[Европа|Европы]] входили в ложи [[розенкрейцеры|розенкрейцеров]] или [[масоны|масонов]])</p>
'''Телеграф''' '''Телеграф'''
-* [http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/105/ Шоколадные хроники. Победное шествие сладкого завоевателя] ('''Гёте''' всегда брал в свои путешествия шололад)+* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/105/ Шоколадные хроники. Победное шествие сладкого завоевателя] (Гёте всегда брал в свои путешествия шололад)</p>
 +* <p align=justify>[http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/globe/157/ город родившейся мечты. Мне захотелось поменять судьбу после того, как Галле мне открыл глаза на прелести жизни в провинции] (в [[Галле]] находится штаб-квартира Немецкой академии ученых-естествоиспытателей Леопольдина, членом которой был Гёте)</p>
'''Вопрос — ответ ''' '''Вопрос — ответ '''
-* [http://www.vokrugsveta.ru/quiz/?item_id=376 Кто такой гомункул?] (вторым рождением гомункула считается его появление во второй части "Фауста" '''Гёте''')+*<p align=justify> [http://www.vokrugsveta.ru/quiz/376/ Кто такой гомункул?] (вторым рождением гомункула считается его появление во второй части "Фауста" Гёте)</p>
==Примечания== ==Примечания==
<references/> <references/>

Версия 14:34, 15 мая 2009

Луиза Зайдлер. Иоганн Вольфганг фон Гёте. 1811. Веймар. Фонд веймарских классиков
Увеличить
Луиза Зайдлер. Иоганн Вольфганг фон Гёте. 1811. Веймар. Фонд веймарских классиков

Иога́нн Во́льфганг фон Гёте, Johann Wolfgang von Goethe (нем.) (родился 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне, скончался 22 марта 1832 в Веймаре) — крупнейший немецкий поэт и мыслитель, знаменитый своей великой трагедией "Фауст".

Содержание

Жизнь и труды

1749 — 1771

Гёте родился в семье зажиточного бюргера и поэтому смог получить хорошее домашнее образование. В 1765 молодой Гёте поступил на юридическое отделение университета Лейпцига. Впрочем, гораздо больше сил Гёте отдал не премудростям немецкого права, а занятиям литературой, посещая поэтические классы Христиана-Фюрхтеготта Геллерта, известного баснописца и романиста эпохи Просвещения. Выпустив первый поэтический сборник (1770) в традициях рококо, молодой поэт не без влияния трудов немецких критиков Лессинга и Вилланда овладел приемами версификации и драматургии, и став автором довольно значительного числа произведений, все же не чувствовал родства с господствовавшей поэтической школой. После серьезной болезни во Франкфурте Гёте по желанию отца приехал Страсбург, где в конце августа 1771 защитил диссертацию по праву. Однако подлинным событием жизни в Страсбурге стало для Гёте знакомство с Гердером — ведущей фигурой движения "Бури и натиска". Именно Гердер заинтересовал молодого поэта творчеством Шекспира и Оссиана, и обратил его внимание на народную немецкую поэзию.

1772 — 1832

Недостаток средств вынудил молодого Гёте воспользоваться своим дипломом адвоката — и в 1772 он получил место в Имперской судебной палате городка Вецлар (земля Гессен), а в 1775 принял приглашение Карла-Августа, великого герцога Саксен-Веймар-Эйзенахского, и занял пост его советника. Следующие 10 лет прошли для Гёте в самом центре придворного общества, где он занимался всевозможными видами деятельности — от организации балов и пикников до надсмотра за строительством дорог и набором рекрутов. А дружба с герцогом дала Гёте возможность посвятить себя не только литературному творчеству, но и изучению наук — геологии, минералогии, ботаники и сравнительной анатомии. В 1786 — 1788 поэт отправился в Италию, где изучал историю античного искусства, занимался лепкой и рисованием. В 1792 — 1793 Гёте принял участие в военных действиях на стороне австро-прусской коалиции, намеревавшейся восстановить монархию во Франции (20 сентября 1792 — битва при Вальми; 14 апреля23 июля 1793 — осада Майнца). 15 октября 1806 французские солдаты оккупировали Веймар и ворвались в дом поэта. Только благодаря Христиане Вульпиус — любовнице Гёте, не потерявшей присутствия духа, удалось их утихомирить и выпроводить. 19 октября поэт официально сочетался браком с Христианой после 17 лет совместной жизни.

Годы после 1793 Гёте посвятил исключительно литературным занятиям. В 1808 вышло в свет 12-томное собрание сочинений поэта, в составе которого была впервые опубликована I часть "Фауста". В последние годы жизни поэтом было написано еще несколько крупных произведений — "Западно-восточный диван" и "Годы странствий Вильгельма Мейстера", и завершена вторая часть "Фауста". 22 марта 1832 Гёте скончался в Веймаре и был похоронен в великогерцогской усыпальнице[1].

Цитаты

Жизнь

  • Большинство людей работает большую часть времени, чтобы жить, и незначительное свободное время, остающееся у них, настолько тревожит их, что они всеми способами стараются избавиться от него

  • В жизни дело идет о жизни, а не о каком-то результате ее
  • Жизнь — это долг, хотя б она была мгновением
  • Жизнь — прекраснейшая из выдумок природы
  • Всякий, кто не верит в будущую жизнь, мертв и для этой
  • Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой
  • Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем

Природа

  • Природа — творец всех творцов
  • Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей
  • Природа — единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание
  • Законам природы люди повинуются, даже когда борются против них
  • Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельность
  • Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует

Наука, познание

  • Как можно познать себя? Только путем действия, но никогда — путем созерцания. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас познаешь себя

  • Конечно, обдумывай "что", но еще больше обдумывай "как"!
  • Научиться можно только тому, что любишь
  • Когда у меня нет новых и новых идей для обработки, я точно больной
  • Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности, и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине, и не всякий может отыскать ее

  • Мастер познается в самоограничении
  • Высказать мнение значит как бы подвинуть пешку в шахматной игре: пешка может погибнуть, но партия начинается и может быть выиграна

  • Искусство есть посредник того, что нельзя высказать
  • Потеря времени тяжелее всего для того, кто больше знает
  • Всякая разумная мысль уже приходила кому-нибудь в голову, нужно только постараться еще раз к ней прийти
  • Можно признать идею полезной, но не уметь ею пользоваться
  • Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм
  • Суеверие — поэзия жизни, так что поэту не стыдно быть суеверным

Человек, общество, нравы

  • Государь, который не собирает вокруг себя всех даровитых и достойных людей, есть полководец без армии
  • Публика любит, чтобы с нею обходились как с женщинами, которым говори лишь то, что им приятно слышать
  • Нет ничего ненавистнее большинства: дорогу должно указывать небольшое число сильных людей, масса должна идти вслед за ними, не сознавая своей воли

  • Из всех воров дураки самые вредные: они одновременно похищают у нас время и настроение
  • Есть люди, рассчитывающие на недостатки своих врагов; из этого, однако, ничего не выходит. Я всегда имел в виду заслуги моих противников и извлекал из этого пользу

  • Обращайтесь с женщиной осторожно! Она сделана из кривого ребра, Бог не сумел создать ее прямее; если захочешь выпрямить ее, она поломается; оставишь ее в покое, она станет еще кривее

  • Манеры человека — это зеркало, в котором отражается его портрет
  • По выбранной мужчиной невесте легко судить, каков он, и знает ли он себе цену
  • Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком
  • Лишь в людях себя познать способен человек
  • Человека формирует все великое
  • Лишь все человечество вместе является истинным человеком

Достоинства

  • Я предпочитаю вредную истину полезной ошибке, истина сама исцеляет зло, которое причинила
  • Отваге нельзя ни научиться, ни разучиться
  • Не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, а то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих

  • Большая часть бед во всем мире происходит от того, что люди недостаточно точно понимают свои цели
  • Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых
  • Смелые мысли играют роль передовых шашек: они гибнут, но обеспечивают победу
  • Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует
  • Недостаточно только получить знания: надо найти им приложение
  • Кто долго раздумывает, не всегда находит лучшее решение
  • Любовь к истине проявляется в умении везде найти и оценить хорошее

Недостатки

  • Суеверие составляет элемент самого существа человека; иной раз нам кажется, что мы совершенно от него избавились, а оно между тем прячется в потайные уголки и вдруг снова появляется, когда считает себя в полной безопасности

  • Самый тонкий волос тоже бросает тень
  • Недостаточно только желать: надо делать
  • Без пользы жить — безвременная смерть
  • Мы рабы вещей и выглядим ничтожными или важными в зависимости от того, теснят они нас или оставляют нам достаточно простора
  • Самое большое рабство — не обладая свободой, считать себя свободным
  • Двух вещей очень трудно избежать: тупоумия — если замкнуться в своей специальности, и неосновательности - если выйти из нее
  • Вдохновение — это не селедка, которую можно засолить на многие годы
  • Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя
  • Нет ничего опаснее для новой истины, чем старое заблуждение

Сочинения

Ссылки

Русскоязычные ресурсы

Зарубежные ресурсы

Литература

  • Аникст А.А. Творческий путь Гете. М., 1986
  • Вильмонт Н.Н. Гёте. История его жизни и творчества. М., 1959
  • Жирмунский В.М. Гëте в русской литературе. Л., 1981
  • Конради К.О. Гёте. Жизнь и творчество, тт. 1–2. М., 1987
  • Шагинян М.С. Гёте. М.-Л., 1950
  • Boyle N. Goethe. Der Dichter in seiner Zeit. Aus dem Engl. übers. von Holger Fliessbach. Frankfurt am Main, 2004
  • Conrady K.O. Goethe – Leben und Werk. Zürich, 1994
  • Borchmeyer D. Goethe. Der Zeitbürger. München, Wien, 1999

"Вокруг света" о Гёте

Статьи

Телепрограммы

Телеграф

Вопрос — ответ

  • Кто такой гомункул? (вторым рождением гомункула считается его появление во второй части "Фауста" Гёте)

Примечания

  1. Историческое кладбище в Веймаре